Форум » Вопрос -- ответ » "В порту Студебеккеры давили прессами" » Ответить

"В порту Студебеккеры давили прессами"

keks11: Я как-то поднимал эту тему на ру-хистори, но ничего конкретного в ответ не получил. Часто на разных форумах и в статьях встречал упоминания о том как "мой папа (дядя, брат, дедушка) видел сам (слышал от друга, знакомого, родственника), что прибывавшие в порт Мурманска (Одессы, Владивостока) американские ленд-лизовские автомобили давились прессом и потом грузились на корабль. Может кто-то поделиться ссылками не на чьи-то воспоминания, а на реальные документы? Может всё пошло с произведения танкиста Дмитрия Лозы "Танкист на "иномарке""? [quote]На подготовку танков к отправке отводилось две недели. За этот срок требовалось привести «Эмча» в полную боевую готовность, устранить все имеющиеся неполадки (кстати, неисправная ходовая часть после марша по насыпи железной дороги в Маньчжурии была отремонтирована сразу же по прибытии бригады в Советский Союз), при необходимости произвести подкраску корпуса и башни, полностью укомплектовать [288] машины инструментом и другими компонентами их оснастки. Короче говоря, предстояло «Шерманам» чуть ли не придать вид, близкий к тому, который они имели, выходя за ворота завода-изготовителя. Задача труднейшая, учитывая то, что танки в Маньчжурской операции прошли своим ходом расстояние около 1500, да год мирной учебы еще «набегали» по 200–300 километров. Экипажи делали все, что в их силах. Готовили свои «Эмча» в далекую дорогу на совесть. При необходимости в подразделения прибывали ремонтники части и быстро устраняли обнаруженную неисправность. Специально созданная приказом командира танковой бригады техническая комиссия по истечении срока подготовки стала проверять состояние каждого «Шермана». Больших недостатков не обнаружили, а некоторые мелочи оперативно устранялись. Командование бригады доложило в корпус о полной готовности танков к отправке. Прошло несколько дней в ожидании команды на погрузку. Предстояло прощание с «Эмча». Наконец получен приказ, от которого мурашки по спине забегали — башни «Шерманов» и курсовые пулеметы снять и отправить на склад. Броневые корпуса в качестве тягачей передать представителям гражданских организаций. О выполнении данного приказа следовало доложить через пять дней. Почему, отчего, по какой причине так резко изменена дальнейшая судьба танков-»иномарок»? Что заставило Москву принять такое убийственное решение? Вопросы, на которые ответов тогда мы не нашли. Спустя сутки после получения «похоронки», как назвали танкисты этот приказ, началась работа. Все ремонтные подразделения частей, корпуса и армии были брошены на демонтаж танков и переделку их в тягачи. [289] Экипажи, понурив головы, стояли в стороне, исподлобья наблюдая за гибелью своих танков. Прощай, «Эмча»! Добрая память о тебе — на всю оставшуюся жизнь каждого «иномарочника»! «Шермана» — тягачи первого батальона бригады с нашими механиками-водителями под командованием офицеров были отправлены в Красноярский край на лесоразработки, для очистки трактов от снежных сугробов (таскали тяжелые металлические треугольники). Где-то месяца через полтора-два после «похорон» «Шерманов» к нам дошел слух, который, возможно, был ложью, о причине, заставившей «убить» танки-»иномарки». Молва гласила, что американские представители во Владивостоке пожелали в первую очередь принять на борт морских транспортов самолеты. Советская сторона начала выполнять просьбу союзников. На дальневосточных аэродромах стали приземляться перегоняемые из Прибайкалья и Забайкалья ленд-лизовские американские истребители и бомбардировщики. Первую партию, кажется истребителей, корабли приняли на борт и на глазах у летчиков направили их прямехонько под мощные прессы. Погрузив дюралевые лепешки в трюм, транспорт снимался с якоря и уходил в открытый океан, где выбрасывал ненужный металлический хлам в море. И снова, порожний, появлялся на рейде. Говорили, что якобы сам Сталин принял решение не отдавать бывшим союзникам танки, пределав их в тягачи. На вооружении частей находилась не одна сотня «Эмча», которые в пятидневный срок были списаны, превратившись в тягачи. И делу конец. Более года башни «Шерманов» хранились в парках-стоянках, а после расформирования соединения их увезли на окружные склады. [290] http://militera.lib.ru/memo/russian/loza_df/18.html[/quote]

Ответов - 77, стр: 1 2 All

RVK: keks11 пишет: Может всё пошло с произведения танкиста Дмитрия Лозы "Танкист на "иномарке""? Не знаю. Но я тоже слышал эту историю про автомобиле (по-моему речь шла о Владивостоке) в ВА БТВ. Только устный рассказ.

Энциклоп: Потом, в 80-е эта история приобрела совершено другой оборот. Это начали говорить про наши КрАЗы, которые якобы покупали японцы и тут же плющили прессами.

RVK: Энциклоп пишет: Это начали говорить про наши КрАЗы, которые якобы покупали японцы и тут же плющили прессами. Якобы металлолома не хватало?


Энциклоп: RVK пишет: Якобы металлолома не хватало? Типа того.

HotDoc: Энциклоп пишет: Якобы металлолома не хватало? Из той же оперы - японцы покупали наши телевизоры. Начинку выкидывали, а корпус деревянный пользовали.

keks11: Пока вырисовывается такая картина, что все форумные рассказы про "дедушку, который в порту смотрел и плакал"- некая коллективная легенда. )

RVK: keks11 пишет: Пока вырисовывается такая картина, что все форумные рассказы про "дедушку, который в порту смотрел и плакал"- некая коллективная легенда. Допустим. А откуда тогда пошла эта легенда, да еще в среде специалистов?

keks11: RVK пишет: А откуда тогда пошла эта легенда, да еще в среде специалистов? Ну вот и хотелось бы с этим разобраться. Может со времён Лозы и пошло.

RVK: keks11 пишет: Может со времён Лозы и пошло. Дмитрий Фёдорович Лоза́ (14 апреля 1922 — 22 мая 2001): Труды: * Лоза Д. Ф. Марш и встречный бой. М., 1968. — 208 с. Тираж 15000 экз. * Лоза Д. Ф. Презирая смерть. М., 1970. * Лоза Д. Ф. Сказ о танках «Шерман». — М.: Остров, 2001. — 68 с. Тираж: 700 экз. ISBN 5-94500-006-X * Лоза Д. Ф. Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 320 с. / («Война и мы. Солдатские дневники»). Тираж 5000 экз. isbn 5-699-12314-8. * Василий Брюхов, Василий Крысов, Дмитрий Лоза. Танкисты Великой Отечественной. — М.: Эксмо, Яуза, 2010. (Серия: Танковый бестселлер) — 824 c. — С. 588—781. Тираж: 3000 экз. ISBN 978-5-699-41890-9 * Commanding the Red Army’s Sherman tanks. The World War II memoirs of Hero of the Soviet Union, Dmitriy Loza. Edited and translated by James F. Gebhardt. Published 1996 by University of Nebraska Press in Lincoln. 173 p. ISBN 0803229208 (англ.) Последние 4 отпадают, "легенда" появилась ранее, остаются первая и вторая работы. Кто-нибудь их читал? Я нет.

keks11: RVK пишет: Последние 4 отпадают, "легенда" появилась ранее, остаются первая и вторая работы. Кто-нибудь их читал? Я нет. Ну так легенда пошла не из книги. Легенда пошла ещё в то время, а в книге она просто описана. Где-то месяца через полтора-два после «похорон» «Шерманов» к нам дошел слух, который, возможно, был ложью, о причине, заставившей «убить» танки-»иномарки». Молва гласила, что американские представители во Владивостоке пожелали в первую очередь принять на борт морских транспортов самолеты. Советская сторона начала выполнять просьбу союзников. На дальневосточных аэродромах стали приземляться перегоняемые из Прибайкалья и Забайкалья ленд-лизовские американские истребители и бомбардировщики. Первую партию, кажется истребителей, корабли приняли на борт и на глазах у летчиков направили их прямехонько под мощные прессы.

RVK: keks11 пишет: Ну так легенда пошла не из книги. Легенда пошла ещё в то время, а в книге она просто описана. Может быть. Но с позиции американцев всё правильно - зачем везти морем непонятно в каком состоянии самолёты и автомобиле в США, их же всё равно не будут не использовать, не хранить, не продавать кому-нибудь - продадут новые, так выгоднее и экономически (свои заводы получат заказы) и престиж не пострадает, если у тех машин есть износ и некомплектность. А так, как у целых самолетов и автомобилей удельный вес гораздо ниже чем у спрессованных и штабелировать в трюме их гораздо проще. И согласно букве ленд-лиза: 1) поставленные материалы: машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, - не подлежали оплате; 2) имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, полагалось оплатить полностью или частично на основе представленных США долгосрочных кредитов; 3) Закон предусматривал и возможный отказ в снабжении материалами по причинам секретности (в первую очередь, оборудования) и первоочередном удовлетворении нужд собственных вооружённых сил; 4) сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но правительство США оставляло за собой право истребовать их; 5) оборудование, производство которого не было завершено к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могли приобретаться странами, для которых они заказаны, с предоставлением американского долгосрочного кредита; 6) срок поставок по закону устанавливался первоначально до 30 июня 1943 г., а затем ежегодно продлевался.

Krysa: RVK пишет: Лоза Д. Ф. Марш и встречный бой. М., 1968. — 208 с. Тираж 15000 экз. Не отсюда точно Это воениздатовская книга по тактике танковых подразделений)

RVK: Krysa пишет: Не отсюда точно И вряд ли из второй.

keks11: RVK пишет: Может быть. Очень важен этот пункт: 1) поставленные материалы: машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, - не подлежали оплате; Также важен этот пункт: 4) сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но правительство США оставляло за собой право истребовать их; Известно ли хоть что-то о том, что американцы своим правом воспользовались? Кораблей это не касается- по ним было отдельное соглашение. А так, как у целых самолетов и автомобилей удельный вес гораздо ниже чем у спрессованных и штабелировать в трюме их гораздо проще. Лоза пишет про танки. Вот на хрена американцам свои бэушные танки? Спрессовать их в порту? А если говорить про автомобили, то это американцы должны были прессы выпускать и корабли ими свои снабжать? Так автомобили перед этим и разбирать ещё как-то нужно- тоже затраты сил и энергии.

RVK: keks11 пишет: Вот на хрена американцам свои бэушные танки? На переплавку. Ну из принципа тоже - прописано, извольте. keks11 пишет: Спрессовать их в порту? Танки, вряд ли. Разумнее везти так, у них удельный вес не плохой, да и корпус прочный. Ну башни можно краном снять и штабелировать отдельно. keks11 пишет: А если говорить про автомобили, то это американцы должны были прессы выпускать и корабли ими свои снабжать? Я думаю, даже уверен, что прессы в США выпускали. keks11 пишет: Так автомобили перед этим и разбирать ещё как-то нужно- тоже затраты сил и энергии. Зачем разбирать? Вы не видели как прессуют авто на свалках? И на фото и в фильмах неоднократно было - никто нечего не разбирают, прессуют так и на переплавку. Всякая обивка, оплетки проводов, резина, полимеры сгорят и испаряться при переплавке. Тут проблем нет.

HotDoc: keks11 пишет: Первую партию, кажется истребителей, корабли приняли на борт и на глазах у летчиков направили их прямехонько под мощные прессы. Очень странная цитата. Выходит, что летчики своими глазами видели как самолеты погрузили в СССР и они же видели, как их пресовали в США?

RVK: HotDoc пишет: Выходит, что летчики своими глазами видели как самолеты погрузили в СССР и они же видели, как их пресовали в США? В версии, которую я слышал прессы стояли прямо на кораблях.

O'Bu: Если легенда, то очень распространённая. Вот Чуев, который тогда октябрёнком был, упоминает в беседе с Молотовым (с. 103-104): О переговорах по ленд-лизу. — Все время были, с самого начала. При мне был подписан договор по ленд-лизу, когда я был в Америке в 1942 году. При мне. «My friend», да. — А после войны были разговоры? — Были, конечно, не раз. Я и ноты подписывал. После войны и начались разногласия по ленд-лизу. А до этого не было. Мы не отказывались от долга. Кое-что вернули. — Они привезли пресс, и те студебекеры, которые мы им возвращали, расплющивали и в море сбрасывали. — Возможно, да. (Выделение моё - O'Bu) — Вы говорили: отдадим, а сроки назначали? — Всякие выдвигались спорные вопросы. Я не могу припомнить, но отказа не было. Не все заплатим. Но не отказывались. Не отказывались. Но так и не вернули. 31.07.1972 О как! Чуев знает, Молотов не уверен. С наилучшими пожеланиями, O'Bu.

K.S.N.: keks11 пишет: Лоза пишет про танки. Вот на хрена американцам свои бэушные танки? Как вариант: чтобы их не было у СССР, что в условиях начинавшейся холодной войны вело к некоторому ослаблению военной мощи СССР. Это касается и автомобилей.

RVK: K.S.N. пишет: Как вариант: чтобы их не было у СССР, что в условиях начинавшейся холодной войны вело к некоторому ослаблению военной мощи СССР. Это касается и автомобилей. Ну вообще это наверное главное: Не вернут - опозорим, как нечестных, а вернут - у них меньше будет.

keks11: RVK пишет: На переплавку. Ну из принципа тоже - прописано, извольте. Грузовик или "виллис" вряд ли относится к "военным материалам". 4) сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но правительство США оставляло за собой право истребовать их; Я думаю, даже уверен, что прессы в США выпускали. Ну это не просто пресс. Это должен быть специальный пресс, сконструированный под использование на корабле.

stalker: keks11 пишет: Это должен быть специальный пресс, сконструированный под использование на корабле. пресс привезли и установили на пирсе

RVK: keks11 пишет: Грузовик или "виллис" вряд ли относится к "военным материалам". Я не юрист, чтоб трактовать закон/договор до буквы. keks11 пишет: Это должен быть специальный пресс, сконструированный под использование на корабле. Зачем? Непонятно. Обычный пресс устанавливаем и закрепляем например на палубе, покрываем погуще смазкой и укрываем для перехода морем. В порту расконсервируем и работаем, после снова законсервируем, переход морем, а дома можно снять с палубы пресс. Например так. Никакого спецпресса для корабля не нужно.

RVK: stalker пишет: пресс привезли и установили на пирсе Могут не разрешить, пирс - территория СССР, а корабль - территория США. Вот Вам техника, вот кран для погрузки на Ваш корабль, а там уж как хотите.

Madmax1975: stalker пишет: пресс привезли и установили на пирсе Да кто ж им даст пакостить на советском пирсе? Да и в байке - прессы на кораблях. Мне попадался еще один вариант, чуть более правдоподобный - машины тупо топили в море. Но там опять детали напрягают - виллисы и студеры разгоняли на пирсе и бултых. Скорее всего, в реальности ничего такого никто не видел, но американцы честно сказали, что это барахло нафиг никому не нужно и будет уничтожено. А потом пошла работать фантазия, сарафанное радио и прочие законы жанра.

RVK: Madmax1975 пишет: Но там опять детали напрягают - виллисы и студеры разгоняли на пирсе и бултых. Угу. В советском порту!

RVK: Madmax1975 пишет: но американцы честно сказали, что это барахло нафиг никому не нужно и будет уничтожено Спрессованные авто и самолеты везти проще.

Madmax1975: RVK пишет: Угу. В советском порту! Не обязательно в советском. Дело могло происходить хотя бы в Басре. Но в любом порту такое безобразие невозможно. RVK пишет: Спрессованные авто и самолеты везти проще. Зато неспрессованные грузить и выгружать легче.

Древогрыз: Madmax1975 пишет: Зато неспрессованные грузить и выгружать легче. Да ну? Не. На островах Вануату амеры выбрасывали технику в море. Перепроверьте легенду.

Krysa: Krysa пишет: Это воениздатовская книга по тактике танковых подразделений) RVK ,ЕМНИП на инфанате есть.Если нет-могу скинуть

RVK: Madmax1975 пишет: Дело могло происходить хотя бы в Басре. Вроде, как в рассказах были советские порты. Madmax1975 пишет: Зато неспрессованные грузить и выгружать легче. Это ещё почему? Krysa пишет: Если нет-могу скинуть Буду весьма признателен. Воениздат это для меня определенный знак качества.

keks11: RVK пишет: Воениздат это для меня определенный знак качества. Особенно в истории с "Дневниками Гальдера".

RVK: keks11 пишет: Особенно в истории с "Дневниками Гальдера". Слова "для меня" и "определенный" видно? И я свое мнение кому-то навязываю, ярлыки расклеиваю?

HotDoc: RVK пишет: В порту расконсервируем и работаем, после снова законсервируем, переход морем, а дома можно снять с палубы пресс. Пресс для самолетов и автомобилей это прежде всего энергия. Потянет ли это бортовая энергоустановка?

Madmax1975: RVK пишет: Это ещё почему? Потому что колеса крутятся.

RVK: HotDoc пишет: Пресс для самолетов и автомобилей это прежде всего энергия. Потянет ли это бортовая энергоустановка? Не знаю. Это надо смотреть. Может автономную добавить, прессы не так уж много энергии в единицу времени потребляют. Madmax1975 пишет: Потому что колеса крутятся. А крану это зачем? Поясните.

Madmax1975: А потому что можно без крана.

RVK: Madmax1975 пишет: А потому что можно без крана. На океанский корабль? Это как? Или Вы про паром? Паром вряд ли будут использовать.

Madmax1975: RVK пишет: На океанский корабль? Это как? Первым в голове появилось слово "аппарель"

RVK: Madmax1975 пишет: Первым в голове появилось слово "аппарель" А как с помощью ей грузят ТС на корабль, не паром? Я просто не в курсе такого.



полная версия страницы