Форум

ДБ3Ф (ДБ3) 2-й стрелок

Vlad1: Применявшийся в начале войны самолет ДБ3Ф изначально имел 3 члена экипажа. Встретил в одном из док фильмов о Гастелло такую фразу. Во время войны выяснилось ,что самолет имеет слабую защиту сзади, снизу и в экипаж был добавлен 4-й человек, который стал 2-м стрелком. На самолете Гастелло - это был Скоробогатый. Собственно вопрос, который я не смог пока разрешить поиском в интернете. Когда это было сделано? Гастелло погиб 26 июня. 4-й день войны. Это было сделано по опыту уже Отечественной войны или более ранней? Почему вопрос - если по опыту отечественной, то как то не вяжется с тем бардаком, который царит в начале войны, согласно нынешним историкам.

Ответов - 10

amyatishkin: Это по опыту финской. "Недостаточная защита" - надо еще учитывать, что стрелок-радист должен был еще работать на рации, а в этот момент наблюдение не велось.

Scif: Про ДБ-3Ф ответили. вообще - Vlad1 пишет: Почему вопрос - если по опыту отечественной Например, 1 июля 1941 г. во время вынужденной посадки в районе Сещи от удара головой о ПБП-16 погиб ст.л-т Александр Булавин из 4-го шап. Младшему лейтенанту А.П.Светлову из 175-го шап повезло больше - во время вынужденной посадки в районе Шлиссельбурга 29 августа 41-гост удара головой о ПБП-1 б он получил лишь тяжелое ранение головы и был отправлен в госпиталь. По этим причинам на большинстве самолетов Ил-2 в строевых частях по настоянию летного состава прицел ПБП-16 снимался, а стрельба из стрелково-пушечного вооружения производилась по пулеметной или пушечной трассам (сначала давалась пулеметная трасса и уже затем открывался огонь из пушек). С целью повышения эффективности бомбовых ударов Ил-2 с горизонтального полета в НИП АВ ВВС КА в июле 1941 г. был проведен расчет углов прицеливания и сделана специальная разметка бронекозырька и капота самолета Ил-2, повышающая точность прицеливания при бомбометании с горизонтального полета с высот 50, 100, 200 и 300м. http://www.23ag.ru/html/il2_page_2.html http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Su2/07.htm турельная установка МВ-5м (модифициро-ванная), успешно выдержавшая полигонные испы-тания 23 июля 1941 г., заменила старую модель верх-ней стрелковой точки В конце июля успешно прошли полигонные ис-пытания и были внедрены в серию кассеты мелких бомб КМБ-Су-2, которые заменили КД-1. 10 июля 1941 г. главный инженер завода № 135 П.Г.Чепелев обратился с письмом к наркому авиапромышленно-сти А.Й.Шахурину, главному конструктору П.О.Сухому и заместителю начальника ГУ ВВС Я.Л.Бибикову: «При работе на фронте Су-2 обнаружена необхо-димость установки на самолет боковой бронезащиты штурмана. Завод № 135 срочно производит отработ-ку макета бронезащиты штурмана, и по получении брони она будет установлена на все самолеты. За счет дополнительной брони вес возрастет на 35 кг, за счет люковой установки - еще на 30 кг. Исходя из этого, считаю целесообразным для снижения веса и сокра-щения производственного цикла снять с машины ра-диополукомпас РПК-2, шторки для слепых полетов, металлическое кресло штурмана, сохранив установку под фотоаппарат АФА-13 лишь на каждом пятом Су-2. Итого, можно добиться сокращения веса на 42 кг». Чепелев не знал, что сразу после вторжения врага Сухой дал указание своему опытному заводу разрабо-тать усиленную схему бронирования. Уже 26 июня начальник бригады Н.А.Фомин представил, а главный конструктор утвердил вариант бронезащиты, отли-чавшийся от предложенного серийным заводом, уве-личив броню снизу, а не сбоку самолета. Военные, рассмотрев предложения, на первых порах предло-жили «дать зеленую улицу» обоим вариантам, а затем предпочли схему Сухого. Тем временем из Бровар, где 29 июля базировался 211-й бап, поступила телеграмма от инженера пол-ка Бязя с просьбой срочно прислать 42 комплекта бронезащиты для установки на Су-2 в полевых ус-ловиях. Военный инженер считал, что лучше поста-вить бронеплиты в виде фартука на подвижное кольцо турели. По данным штаба полка боевые по-тери составили к этому времени 2 летчика и 23 штурмана. (Согласно другим источникам, за два ме-сяца войны в 211-м бап погибли 4 летчика и 14 штурманов, не считая авиаторов, не вернувшихся с боевого задания.)

AlexDrozd: Vlad1 пишет: Применявшийся в начале войны самолет ДБ3Ф изначально имел 3 члена экипажа. Это на ДБ-3. Начатый разработкой в 1938-м ДБ-3Ф изначально имел экипаж из 4-х человек. Серийный выпуск начат в ноябре 39-го.


HotDoc: Vlad1 пишет: Применявшийся в начале войны самолет ДБ3Ф изначально имел 3 члена экипажа. amyatishkin пишет: Это по опыту финской. AlexDrozd пишет: Это на ДБ-3. По мнению некоторых историков 4-го члена-стрелка стали сажать еще в финскую.

AlexDrozd: HotDoc пишет: По мнению некоторых историков 4-го члена-стрелка стали сажать еще в финскую. Вполне возможно, но ДБ-3Ф в финскую не воевал, а проектировать его начали задолго до нее.

Голицын: AlexDrozd пишет: Это на ДБ-3. Начатый разработкой в 1938-м ДБ-3Ф изначально имел экипаж из 4-х человек. Серийный выпуск начат в ноябре 39-го. Судя по постановлению КО СНК №532 от 31 мая 1939 г. ДБ-3Ф должен был иметь 3-х членов экипажа. HotDoc пишет: По мнению некоторых историков 4-го члена-стрелка стали сажать еще в финскую. Не только второго стрелка брали, но и четвертый ШКАС устанавливали. AlexDrozd пишет: Вполне возможно, но ДБ-3Ф в финскую не воевал, а проектировать его начали задолго до нее. Собственно воевали ДБ-3 и ДБ-3Б, но проблемы с вооружением на них и более позднем ДБ-3Ф были схожие. Так что вылет экипажа Гастелло в количестве 3 человек это норма. насколько я знаю четвёртый член экипажа на самолётах этого типа появился в организационно-приказном порядке уже после начала войны с немцами.

Vlad1: Голицын пишет: Так что вылет экипажа Гастелло в количестве 3 человек это норма. насколько я знаю четвёртый член экипажа на самолётах этого типа появился в организационно-приказном порядке уже после начала войны с немцами. В том то и дело, что экипаж Гастелло уже из 4-х человек! Причем вторым стрелком летит лейтенант. Т.е. должность явно введена совсем недавно и похоже сажают, кто под рукой. Вряд ли бы в штатном расписании на эту должность лейтенанта держали.

Vlad1: amyatishkin пишет: Это по опыту финской. "Недостаточная защита" - надо еще учитывать, что стрелок-радист должен был еще работать на рации, а в этот момент наблюдение не велось. Не совсем так. ЕМНИП 4-й был стрелком "люковой установки". Т.е. был установлен дополнительный пулемет для прикрытия незащищенного сектора.

Scif: Vlad1 пишет: Т.е. был установлен дополнительный пулемет для прикрытия незащищенного сектора. пишут Большим толчком для модернизации ДБ-3Б стала война с Финляндией. Для повышения боевой живучести бомбардировщиков командование ВВС Северо-Западного фронта рекомендовало конструкторам сгруппировать баки вместе, прикрыть броней, снабдить эффективной системой наддува инертным газом, обеспечить аварийное сбрасывание баков. Ряд из этих требований фактически означал значительную переработку конструкции самолета и не мог быть быстро осуществлен. В первую очередь машины ранних выпусков доводились по возможности под стандарт последних серий. В ходе боев на ДБ-3 ставились бронеспинки пилотских сидений, монтировали углекислотные установки на те многочисленные самолеты, на которых их не поставили на заводах. На тех бомбардировщиках, где наддувались только консольные баки, в частях самостоятельно переделывали систему, включая в нее и центропланную группу. Применение углекислоты оказалось весьма эффективным. Наиболее важные изменения произошли в составе стрелкового вооружения ДБ-3Б. Финские летчики-истребители довольно быстро выявили его недостатки. Обстрел не был круговым, имелись многочисленные мертвые зоны. Носовая установка не могла стрелять назад и в стороны под большими углами. Да и при стрельбе вперед она не всегда была эффективна. Из 85-го полка докладывали, что стрельба из носового пулемета "...почти совершенно невозможна... При открытой створке на больших скоростях у штурмана срывает очки и самого сбрасывает с сиденья». Средняя турель не поражала зону за оперением. Но самым уязвимым местом являлась нижняя точка - малоподвижная, с очень узким сектором обстрела и плохим обзором. Но это было еще не все. И верхнюю турель СУ, и нижнюю ЛУ обслуживал один человек - радист. Чтобы перейти от одной установки к другой, ему надо было спуститься вниз и встать на колени. Все это время стрелок не видел, что творится вокруг. На практике нижний пулемет крепили намертво, радист постоянно находился в верхней турели и дергал за спусковой крючок веревкой или, в лучшем случае, самодельной тягой. Разумеется, эффект от использования люковой установки подобным образом был чисто психологический. Стали брать на борт четвертого члена экипажа - нижнего стрелка. Чтобы обеспечить его кислородом, использовали второй баллон радиста. Мертвую зону за хвостом закрыли пулеметом, монтировавшимся на 34-м шпангоуте и стрелявшим через ферму костыля. Ставили ШКАС или ДА - что было под рукой. Такого рода установки монтировались фактически во всех полках, участвовавших в финской кампании.

assaur: Vlad1 пишет: Т.е. должность явно введена совсем недавно и похоже сажают, кто под рукой. В книге "Самолеты ОКБ им. Ильюшина" под редакцией Новожилова об этом написано: "Опыт боевого использования самолетов ДБ-3 различных модификаций показал, что в условиях быстротечного воздушного боя с его постоянно меняющейся обстановкой один стрелок-радист не обеспечивал эффективную защиту задней полусферы самолета от атак вражеских истребителей, и с первых же дней войны в состав экипажа самолета ДБ-3 был введен воздушный стрелок для обслуживания нижней люковой установки. Одновременно коллектив ОКБ в сжатые сроки усилил оборонительное вооружение самолета: верхнюю турель МВ-3 с пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм заменили усовершенствованной турелью УТК-1 с пулеметом УБТ калибра 12,7 мм и боезапасом 200 патронов... Рабочие места стрелков оборудовали бронезащитой. Для сохранения прежней дальности полета нормальная полетная масса четырехместного самолета ДБ-3Ф была увеличена до 9470 кг. Вместимость топливной системы самолетов увеличили на 525 кг благодаря подвеске к внешним бомбодержателям самолета двух топливных баков..."



полная версия страницы