Форум

Все о Долгушине.

S.N.Morozoff: Во исполнение решения Hoaxer'a: http://militera.fastbb.ru/?9-5-0-00000364-004.003.001-0-0 создаю специальную тему, где и будет вестись разговор о Долгушине (хотя бы и монолог). В эту же тему будут безжалостно сноситься все посты, в которых имя Долгушина будет упомянуто всуе, во исполнение того же решения.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 All

Василий Бардов: Кстати я нашёл аудиоролик рассказа Долгушина о том как он не поехал в "командировку" в Корею. Занимает он 1208 кбайт. Попробовал закачать на форум этот файл, но у меня очень слабый инет на работе - несколько раз уже пробывал - обрывает и так и не смог этот аудиофайл переслать.

Василий Бардов: chem пишет: только, когда Рокоссовский увяз Кстати мне об этом как я понял, генерал Сергей Фёдорович Долгушин рассказывал интересную историю, о том, как "увязли" наземные войска и Рокосовский попросил Долгушина помочь - прикрыть наши бомберы которые должны были помочь наземным войскам. Авиационная операция прошла успешно. Немцев пробомбили и пехота и танки пошли вперёд, а Рокосовский позвонил Долгушину и лично поблагодарил его. Если кому нибудь интересно - я при случае могу поискать его этот рассказ. Но я думаю скоро он войдёт в книгу мемуаров Сергея Фёдоровича, к которой мы приступили на прошлой неделе с коллегой Николаем Бодрихиным чтобы издать их в его издательстве ЭКСМО.

Василий Бардов: Demon пишет: не ясно, почему лучший ас Корейской войны - Н. Сутягин? Ведь лучший - Е. Пепеляев, "заваливший" 23 американских машины! Ладно, 4 победы он "отдал" погибшему ведомому, но итог от этого не меняется. А у Сутягина, согласно книге, 22 победы (хотя вообще-то канонические цифры - 21 победа) Кстати мы на прошлой недели с коллегой Бодрихиным будучи у С.Ф.Долгушина вскользь затрагивали эту тему - оказывается Пепеляев был подчинённым и учеником Долгушина и по словам последнего, Кожедуб в Корее не пользовался особым "весом" и с ним особенно не считались, а руководил всем там Пепеляев. При необходимости я могу у Долгушина эти вопросы уточнить. Пепеляева как я понял он хорошо помнит и очень высокого мнения о нём.


Василий Бардов: Demon пишет: Есть ещё мемуары Пепеляева. Тоже видел в розничной продаже. Спасибо. Я попрошу Николая Бодрихина чтобы он спросил у Долгушина, есть ли у него эти мемуары и может ли он прокоментировать их в отношении событий, где Пепеляев описывает события к которым и Долгушин имел отношение. Не исключено что мемуары Пепеляева можно было бы использовать нам с Бодрихиным при написании мемуаров самого Долгушина к которым мы договорились приступить на прошлой неделе.

Василий Бардов: Кстати нашёл ещё несколько весьма любопытных материалов, которые, думаю тоже Николаю Георгиевичу при подготовке мемуаров Долгушина пригодятся: - статью в "Советской Белоруссии" за 2001 год "Они разбили аэродромы, но не сломили сердца", http://www.sb.by/print.php?articleID=5991 - статью в "Красной Звезде" за тот же 2001 год "Трагедия Западного фронта" http://www.redstar.ru/2001/07/24_07/4_01.html - и любопытную ветку "Резунизм во всех проявлениях" на "Партизанской базе": а) полная версия: http://gspo.ru/index.php?showtopic=1473 б) версия для печати: http://www.gspo.ru/lofiversion/index.php/t1473-600.html А вот начало расшифровки первого аудиофайла этого разговора с Долгушиным, после того как я зачитал ему вышеизложенный материал о докладе Павлова в той "записке": Бардов: «Не вполне понятно, как у Павлова, Фоминых и Климовских только рука повернулась называть старьём («старой матчастью») новенькие СЛ последних их модификаций, которым был только год после сборки (как они с завода были получены)! Это же абсурд»! Долгушин: «Никакое это не старьё»! /15/ (аудиокассета «GEMA», сторона “В”, 233 по счётчику, 25.09.2006 г.): «… пишут: «СЛ-ты старых типов»… Разницы между… (И-16 с новыми моторами М-62 и М-63 – В.Б.) и МИГ-3 никакой»! Бардов: «Тем более, что к старым типам они причислили ваши новейшие И-16»! Долгушин: «Всё это ерунда»!

Василий Бардов: R1976 пишет: Что Вы пиште ЧУШЬ!!!! Как командир ДИВИЗИИ особым весом пользоватся не может и с ним особенно не считаются ? Мне не очень удобно говорить об этом, но как говорится "из песни слов не выкинешь" - за Кожедуба в Корее зашёл разговор между Николаем Георгиевичем и Сергеем Фёдоровичем. И последний (пардон - в авиации в таких случаях говорят - "крайний" ) сказал, что Иван был хороший лётчик, но как командир, стратег и полководец мол он был туповат (увы, но что поделаешь) и мол в Корее с его мнением никто не считался. Сам я этого не утверждаю. Я только сдышал своими ушами как Долгушин говорил это (а Долгушин это не только не просто не "Барон МюнхГрафович", но даже и не Виталий Иванович и просто так никогда ничего не говорит) и если эта тема кого нибудь интересует - я при случае могу уточнить все вопросы которые возникнут в связи с этим.

Василий Бардов: Ещё на мой взгляд интерес представляет тот факт, что как я понял, Пепеляев до Кореи был подчинённым и соответствено вроде как учеником Долгушина и как я понимаю Долгушин плохому его не учил А результаты Пепеляевы вы сами знаете. Можно попросить Николая Георгиевича когда он будет у Долгушина попросить его рассказать о Пепеляеве и тех его знакомых лётчиков, которым пришлось повоевать в корее. Самому же Долгушину предлагали поучаствовать в Корейской войне, но врачи нашли у него противопоказания и те "доброжелатели" что хотели его видеть в Корее от него отстали. А сам он туда и не рвался. Чё там хорошего то? Сало як сало а бананы как бананы :-)

Василий Бардов: Сегодня в киевской РАБОЧЕЙ ГАЗЕТЕ появилась любопытная статья - ещё один фрагмент мозайки разоружения по приказу Павлова приграничных авиаполков под Гродно и Белостоком. Любопытно сравнить её с имеющимися у меня и других форумчаан материалами по этому поводу: РАБОЧАЯ ГАЗЕТА, г. Киев, №148 (13898) 12 Октября 2006 г.http://rg.kiev.ua/main.php?action=shownews&print=1732 Гвардии КорольВ Качинской летной школе курсанты Василий Сталин и Анатолий Король в футбол всегда играли друг против друга Гвардии полковник в отставке Анатолий Авксентьевич Король, военный летчик первого класса, Великую Отечественную войну прошел с первого и до последнего ее дня. Совершил 296 боевых вылетов: - сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, - штурмовка войск и объектов, - разведка, - прикрытие войск на поле боя... В 56 воздушных боях лично сбил 8 самолетов противника. Корр.: «Анатолий Авксентьевич, вспомните начало войны». Король: «Перед войной наш полк был перебазирован на аэродром Высоко-Мазовецк в западной Белоруссии — это тридцать километров от границы. Там мы должны были переучиваться с самолета И-16 на МиГ-3. На 21 или 22 июня командир полка назначил учения и приказал снять с самолетов вооружение. На учениях должен был присутствовать командующий Белорусским военным округом. В субботу, 21-го, он не смог приехать, учений не было. А 22-го рано утром, в начале пятого, прозвучала боевая тревога. В воздух поднялись два или три наших звена"...

Василий Бардов: Буквально за день до выхода этой статьи я получил письмо от моего питерского коллеги, бывшего директора гос. авиамузея историка Александра Соловьёва. Вот о чём он спрашивал у меня: Александр Соловьёв-Василию Бардову: "Вопрос 1-й: Ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Место действия мне неизвестно..."Казалось навечно замолчавший телефон неожиданно зазвонил. На проводе - штаб ВВС округа. Связь была отвратительной. Сквозь хрипы и треск в трубке пробивался искажённый помехами командный голос. Приказ начальства был короток и жёсток: - Новые изделия не использовать! Вы меня поняли?! - Так точно! Понял новые изделия не использовать! Командир полка в растерянности смотрел на неожиданно замолчавшую трубку. Связь вновь оборвалась. Похоже уже окончательно. В трубке была мёртвая тишина. Попытки связаться хоть с кем-нибудь, к успеху не привели. Связи не было! Связисты отправились искать обрыв на линии, но в ночной темноте это было делом нескорым. Оставалось ждать рассвета, до восхода солнца оставалось совсем немного.Сомкнуть глаз командир истребительного полка уже не смог. Поступившее указание было вполне объяснимым, но абсолютно не соответствующим тому, что на его взгляд командира требовалось делать сейчас, в сложившейся обстановке. Он не удержался, выматерился вслух. Какому олуху взбрело в голову заботиться о сохранении секретности новой техники теперь, когда война уже началась?! Какая к чёрту секретность! День уже отвоевали. На новых МиГах. Их видели глаза многих немецких пилотов. Видели, как успешно МиГи справляются с хвалёной гитлеровской техникой. Недаром исход воздушных схваток лётчиков полка имел большой положительный баланс. Вовремя успели освоить новый истребитель. И вот именно теперь командование требует поставить МиГи на прикол, спрятав их подальше от глаз противника. Невероятно бессмысленное и трудно объяснимое решение!..Приказы не обсуждают...- МиГи оттащить к лесу и замаскировать в чаще. К вылету их не готовить. Работать сегодня будут только старые машины. Таков приказ Минска!..Авиаторы, недоумённо пожимая плечами, перебазировали МиГи к лесу и тщательно завалили их ветками. Понуро разбрелись по аэродрому, матерно поминая начальство и всю начальственную родню. Успешно проведённый первый боевой день окрылил. Верилось, что и сегодня полк мог показать агрессору, где раки зимуют . Но непонятное решение вызвало оторопь и растерянность. Как будто крылья обрезали Как же так? Зачем тогда осваивали новые машины, если на них воевать всё равно нельзя? Мучившие авиаторов вопросы мгновенно испарились из-за леса послышался надрывный гул моторов вражеских самолётов. Зелёные ракеты, вылетевшие из лесных зарослей, чётко указали новое место стоянки замаскированных МиГов Целеуказание было точным и своевременным. Бомбоштурмовой удар прицельным и неожиданным. На другие цели штурмующие не отвлекались, раз на разом заходя исключительно на участок леса, куда только что наши авиаторы стащили все свои новые изделия . Никто ничего не успел предпринять. Бросились было ловить наводчика-диверсанта, но где там! Его и след простыл От царившего в полку воодушевления не осталось и следа. Не стало и уверенности в своих силах, столь зримо получившей практическое подтверждение накануне. Большая часть лётчиков стала безлошадной , а доверие к командирам было подорвано. Спустя пару недель командиру полка довелось встретить человека, отдавшего тот приказ: "Новые изделия не использовать"! . И выяснилось тогда, что никто такого приказа не отдавал, и даже подумать о подобном запрете не мог! Дезинформацией всё это было. Простенькой ловушкой, на которую так легко клюнул командир. Подловили его немцы, обвели вокруг пальца". Соловьёв-Бардову: "Историю эту неоднократно рассказывал генерал-лейтенант авиации Михаил Коротеев. Прославленный лётчик ДБА. Его почти все ветераны авиации должны были знать - после ухода с лётной работы он руководил в Москве Домом авиации и космонавтики. К сожалению, генерал Коротеев уже ушёл из жизни, а его сын, В.М. Коротеев, с которым я давно дружу, забыл в каком полке эта история произошла. Его отец воевал не с первого дня войны, сам он участником этой истории не был. После войны многих прославленных асов направили на учёбу в Академию. Там они, вчерашние фронтовики часто обсуждали причины поражений в 1941-м. Эту историю, о гибели всех МиГов полка 23 июня 1941 приводил в пример кто-то из непосредственных участников тех событий, тоже Герой Советского Союза. Не знает ли этой истории С.Ф. Долгушин или кто-то из его друзей-лётчиков. Какой это был полк"?

Василий Бардов: Долгушин (газета "Господин народ в Северном округе столицы", спецвыпуск N 3, май 1999 г.): «В субботу, 21 июня 1941 года прилетел к нам командующий округом генерал Армии Павлов, командующий ВВС округа генерал-лейтенант Копец, командир дивизии, командир полка. И нас с Макаровым послали на воздушную разведку»... А вот что сам Сергей Фёдорович рассказал мне по этому поводу: «И вот в пятницу (20 июня 1941 г. - .В.Б.) прилетел Павлов на Ли-2 и с ним Копец, а командир дивизии Ганичев прилетел на своём И-16. Когда прилетели они - мы только вернулись (с разведки от границы со - В.Б.) свежими (разведданными – В.Б.). Обрабатываем всё это дело. Подходит машина эМка (легковушка М-1 – В.Б.) и нам говорят: "Садитесь ребята". Привезли нас в штаб полка – в это имение (в усадьбу Бобра-Велька – В.Б.): аэродром, за ним липы стоят, а за ними имение. Вот туда нас привезли и мы доложили свежую (информацию – В.Б.) о том что там (на аэродроме в Сувалках – В.Б.) творится». Бардов: «А докладывали кому»? Долгушин: «Павлов, Копец, Ганичев, Николаев тут. Мы доложили всё как было. Причём у нас с Серёжкой (Макаровым – В.Б.) расхождение получилось всего в 2 СЛ. Мы насчитали около 200». Бардов: «Т.е. каждый в бинокль пересчитал самолёты»?! Долгушин: «Да. Я насчитал около 200. И какие СЛ были: Ме-109, Ме-110, Ю-87, Ю-88 и Хейнкель-111». Бардов: «А «рам» - «Фоккевульфов-189» там небыло»? Долгушин: «Нет или мы их там не заметили. Потому что я не помню чтобы мы вообще тогда их видели на границе. Не берусь утверждать. Когда мы доложили Павлову всё это – нас отпустили. (Мы вернулись в свою эскадрилью к своим самолётам – В.Б.). Вдруг смотрим – эМка несётся. Остановилась у стоянки где стояли: - И-16 командира дивизии (Ганичева) - и И-16 Николаева - командир полка». Долгушин: «Они (комдив и комполка – В.Б.) вышли, а машина продолжила движение и подъезжает к нам – к моему СЛ. А у меня 16-й номер машины». Долгушин: «Выходит Копец, подошёл. Я ему доложил. Он говорит: - Ну как СЛ – заправлен? - Заправлен, всё нормально. - Ну, дашь мне его (смеётся)? Не бойся, Серёга – я не разобью». Бардов: «Так и сказал»? Долгушин: «Ну да – ну я ж мальчишка перед ним. Он генерал-лейтенант авиации, Г С С известный везде». Бардов: «Т.е. по дружески прямо так»?! Долгушин: «Ну да. Я смеюсь: - Я надеюсь, т. командующий, что не разобьёте. - Как СЛ в пилотировании? - СЛ хороший: и мотор хорошо работает и в управлении лёгкий. И они тройкой СЛ взлетели: он, Ганичев и Николаев. Они примерно минут 35 в полёте были – Августов то был (от них – В.Б.) всего 60 км». Бардов: «Но границу не пересекали»? Долгушин: «Нет – границу – нет. Иногда было гонишься за Ме-110 и случайно метров на 500 зайдёшь за границу. Но потом разберёшься и удираешь. Потому что: тут ряд деревьев, тут шоссейная дорога и ж/д на Августов. За ними опушка леса Августовской пущи, а там дальше буквально 500 м граница. Они прилетели, сели. Мы с Макаровым подошли к нему (Копцу – В.Б.). Он говорит: «Ну Сергей, молодцы вы. Вы правильно доложили. Машина твоя хорошая». И они уехали и потом Копец улетел на Ли-2, а Ганичев остался, потому что прилетел на своём И-16 из г. Лида». Что интересно, об этом и других визитах Павлова в район Гродно перед самой войной нашим гродненским историкам, занимающимся этими вопросами до сих пор ничего не известно, что мне подтвердил в частности доцент ГрГУ В.А. Неделько и был очень удивлён рассказом Долгушина. Вот этот материал – его нашёл во второй книге Макеевойбывший доцент ГрГУ В.А.Неделько: "В ИЮНЕ 1941-го"(воспоминания участников первых боев на Гроднинщине). Книга вторая, г. Гродно 1999 г. АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Илья Борисов, Дмитрий Гаврилин, Ричард Карачун, Борис Козелков, Ираида Макеева (руководитель) Издатель: Гродненская областная укрупненная типография. Тираж 1000 (экз. - В.Б.). ГЛАВА 1. ГОРЬКАЯ ПРАВДА стр.22: Шелых Яков Петрович, старшина учебной роты 213-го стрелкового полка: Перед войной мы получили новое пополнение, готовили младших командиров. Командовал полком майор Яковлев Тимофей Яковлевич. Это был сильный человек с открытым веселым лицом. Комиссаром полка был Черных. 17 июня к нам приезжал командующий округом генерал Павлов. Он провел собрание с командным составом на виду у немцев. Недалеко стояла их вышка и они постоянно наблюдали за нами.Помню ребят того времени: И.Буряк, И.Кобедченко, Тхобисинов, Комиссаров - командир отделения, Маркин, Сафонов, Айренентян, старшина Серов, Кибальчиц, Нагорный. В воскресенье должно было пройти спортивное соревнование. Командир пообещал: кто пробежит 100 метров за 10 секунд, тот пойдет в отпуск...Вокруг Гродно я и теперь помню все места". Далее на этой странице есть еще пару строк продолжения: "Первый бой был тяжелым. Много было раненных и убитых. Меня ранило и потерял сознание. Очнулся без левой ноги. Мне не пришлось больше воевать". Но насколько я помню из того, что мне рассказывал лично сам Яков Петрович (и где-то у меня это должно быть записано), незадолго до войны он уехал куда-то из полка - не то в отпуск, не то был переведен в другую часть, поэтому тот самый первый бой с немцами он помоему встретил не в составе своего полка, а где-то в другом месте, как это было и с Владимиром Егоровичем Голиковым к примеру (после войны проживавшим в трех кварталах от моего дома).Поэтому к этим данным в книге Макеевой пока нужно относительно осторожно так же как и к утверждению по поводу того что во время первого боя 1-го батальона, (в составе которого находилась учебная рота Шелых) было много раненных и убитых - если быть точным, то заняв исключительно удобную позицию на южном, высоком берегу Августовского канала (который я вместе с ветеранами излазил вдоль и поперек), 1-й и 3-й батальоны полка во время первого боя перестреляли немцев как зайцев, подпустив их к каналу и перестреляв, даже не дав им возможности убежать назад.Интересно, сохранились ли какие нибудь упоминания об этом визите Павлова на границу в ЦАМО или каких нибудь минских или московских музеях и любых других источниках, мемуарах, документах и т.п.?! Бардов-Долгушину (Сентябрь-2006.wav – 2405): «Значит в пятницу они улетели, а на следующий день - в субботу вечером, после полётов поступил приказ разоружить полк»?! Долгушин: «Разоружить полк! : Мы отлетАли, потому что шли полёты. Закончили мы полёты примерно (в субботу 21-го июня 1941 г. - В.Б.) в 18 часов. Часов в 19 нас разоружили - поступила команда «СНЯТЬ С САМОЛЕТОВ оружие и боеприпасы и разместить их в каптерках» (дощатых и фанерных сарайчиках за хвостами самолётов)». Бардов-Долгушину (Сентябрь-2006.wav – 2415): «И единственное – Ваше звено (3 СЛ) договорились между собой и всё сняли (с СЛ), но оставили пушки»? Долгушин: «Там были: - на моторе 2 пулемёта – ШКАС (БСов мы тогда ещё не знали), - и 2 пушки ШВАК в плоскостях». Приказ есть приказ и мы вынуждены были и снять: - свои пулемёты - и ящики с боеприпасами (а их 2 ящика с лентами от пушек и 2 от пулемётов). Но я с ребятами своего звена со всеми (с техниками, с лётчиками и с инженером эскадрильи) посоветовался, мы поговорили и я договорился с ними - ни в коем случае никому ничего не говорить, что мы пушки (ШВАК) оставили! А у пушки ствол то вот на столько (показывает) выходил из плоскости впереди!И мы их даже: - сняли с крепления, - засунули их в плоскость немножко - и чехлами прикрыли (поэтому впоследствии, когда принесли их (ПМ и боеприпасы – В.Б.) и воткнули общими усилиями – моё звено оказалось первым в готовности в полку)”. Бардов: «Чтобы (их не так) видно было? Долгушин: «Да. Но конечно, если бы выдал кто нибудь»… Бардов: «То (как говорится) мало не показалось бы»? Долгушин: «То тут бы было бы мне! L Но война началась и потом уже»… (никто из начальства не спросил с Долгушина и ребят его эскадрильи за это их «самоуправство» - В.Б.). Бардов: «(При чём буквально) через несколько часов после того как вы разоружили»… Долгушин: «Фактически всё уже… В 2.30 уже была объявлена тревога, а в 3 часа уже прошёл (Ме-110 – В.Б.) и (с него аэродром – В.Б.) обстреляли"...

Василий Бардов: Долгушин: "Вечером поужинали. За ужином мы обменивались (мнениями – В.Б.) – все были до того возмущённые и злые - все думаем - как это такое (возможно – В.Б.) – снять?!… Зачем же?! Мы же когда: - взлетали в готовности №1, - вылетали на перехват - и когда догоняли (Мессершмитты залетавшие на нашу территорию – В.Б.) – имели всё оружие (и пушки и ПМ) «стоявшие на одну перезарядку»: - ПМ - просто дёрнул ручки - вот они стоят, - И тут же кнопки (чтобы) воздухом перезаряжать пушки, «На одну перезарядку» - и после этого жми на гашетки и стреляй! А тут – в такое тревожное и какоето неприятное время – у нас отняли оружие - у истребителей! L Идиотство! Ты представляешь, какое наше… (состояние было – В.Б.)! Поужинали. Такое состояние было: СНЯЛИ ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ!!! И мы спросили: «Почему сняли оружие?! Кто такой идиотский приказ издал»?! Даже к командиру полка (командир эскадрильи) Емельяненко обратился и говорит: «Ну почему»?! А командир полка разъяснил командирам эскадрилей: «Приказ командующего» (Белорусским военным округом Д.Г.Павлова – В.Б.), а командиры эскадрилей (в свою очередь расъяснили - В.Б.) - нам». БАРДОВ: «А почему Павлов приказал разоружить только один ваш полк, а 127-й – не приказал? Непонятно, вообще, для чево это надо было… Но как я понимаю, т.к. вы слишком близко стояли от границы - чтобы не провоцировать…» ДОЛГУШИН: «Очевидно мог бы сам Павлов ответить или Копец. Но Копец 23-го застрелился в своем кабинете, а Павлов - расстрелян».

Василий Бардов: Из статьи "Копец Иван Иванович" на одном из авиасайтов инета: Вспоминает Маршал Советского Союза Мерецков, незадолго до начала войны проверявший округ: «Затем я обратился к начальнику авиации округа... Копецу:- Что же это у вас творится? Если начнется война и авиация округа не сумеет выйти из-под удара противника, что тогда будете делать?Копец совершенно спокойно ответил:- Тогда буду стреляться!Я хорошо помню нашу взволнованную беседу с ним. Разговор шел о долге перед Родиной. В конце концов, он признал… что сказал глупость. Но скоро выяснилось, что беседа не оказала должного воздействия. И дело тут не в беседе. Приходится констатировать наши промахи и в том, что мы слабо знали наши кадры. Копец был замечательным летчиком, но оказался неспособным руководить окружной авиацией на должном уровне[15]».Может быть, именно так Копец и ответил Мерецкову на его провокационный, по сути, вопрос. Однако, вполне возможно, что маршал сам в подобной ситуации застрелиться не успевший и достаточно натерпевшийся в застенках, вспоминая трагическое лето 1941 г. рассказал далеко не все. Или рассказал не совсем то, что хотел, а только то, что от него хотели.19.06.41 г. по приказу Копеца командир 43-й иад генерал-майор авиации Захаров вместе со штурманом дивизии вылетели на По-2 к границе. Задача - пролететь с юга на север вдоль границы и посмотреть, что делается у немцев. Через каждые 30-50 км Захаров сажал самолет, писал донесение и передавал его пограничникам. Пролетев 400 км, к вечеру был в Белостоке. Увиденное потрясло. Немцы – уже на исходных позициях вот-вот начнется! Захаров немедленно вылетел на И-16 для доклада Павлову. Докладывал в присутствии Копеца. Командующий округом поблагодарил его за выполненное задание, но этим и ограничился.

Василий Бардов: Вспоминает генерал-майор авиации Захаров: «Уже давно рассвело, когда раздался звонок из штаба авиации округа. Это было, по памяти, между пятью и шестью часами утра. Звонил командующий ВВС округа: — Нас бомбят. С Черных и Ганичевым связи нет... Это было первое сообщение о начале войны, которое я услышал. Копец говорил ровным голосом, и мне казалось, что говорит он слишком неторопливо.

Василий Бардов: Скрипко http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/06.html : «В официальных материалах отмечалось, что в первые часы войны с фашистской Германией, 22 июня 1941 года, советские летчики совершили восемь воздушных таранов, причем три из них — А. С. Данилов, Д. В. Кокорев, П. С. Рябцев — летчики частей ВВС Западного фронта («Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история». М., 1970, с. 61). Считаю своим долгом пополнить этот славный список девятой фамилией и рассказать о неизвестном пока Родине герое. Однополчанин А. С. Данилова по 11-й смешанной авиадивизии капитан А. С. Протасов утром 22 июня также самоотверженно таранил врага. Его фамилия не попала в донесения, вероятно, по той причине, что капитан Протасов не являлся летчиком-истребителем, а пилотировал бомбардировщик СБ — ему не положено было взлетать на перехват противника. Однако на войне всякое случалось. Когда к аэродрому, где и базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиаполк, приблизились фашистские самолеты, командир эскадрильи капитан Л. С. Протасов немедленно взлетел на своем бомбардировщике и неожиданно для гитлеровцев врезался в головное звено истребителей Ме-110. Воспользовавшись замешательством, разбив их строй, капитан Протасов пулеметным огнем сбил один "мессер", а расстреляв все патроны, героический экипаж таранил своей машиной второй самолет гитлеровца и погиб».

Василий Бардов: Когда я опубликовал своё интервью с Долгушиным на одном из форумов, откликнулся сын стрелка радиста того самого звена Протасова из 16-го бомбардировочного полка этой же дивизии, перебазировавшегося из г. Желудок на аэродром «Черлёна»:Георгий Сальников, 27 марта 2005 г., 6:39 pm Заголовок сообщения: Хочу узнать дальнейшую судьбу 16-го СБАП http://www.allaces.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=32&postdays=0&postorder=asc&start=15&sid=1b3cb0494642248e76ff140f7eb2eea2 «Всем участникам форума добрый день! Ветеранам авиаторам, всем кто жив, низкий поклон. Погибшим и умершим, светлая память. Я, Сальников Георгий Георгиевич, сын Сальникова Георгия Ивановича стрелка радиста 16-го СБАП. Мой отец находился на лагерном аэродроме Черляны в момент штурмовки немцами в 4 утра 22 июня 1941г. Где то в 52-53 годах он мне, мальчишке, рассказал трагическую историю начала войны: - как за сутки до начала войны, с бомбардировщиков было снято пулеметно-пушечное вооружение, - как проснулся от грохота и стрельбы. - как на его глазах взлетел его Комэск Протасов - и как он шел на таран (как понимаю, он служил в его эскадрилье). Затем, через час появились немецкие мотоциклисты, с которыми они вступили в бой, но вскоре появились немецкие бронетраспортеры с пехотой и пришлось отступать. Где-то в 10-11 утра нашли брошеную полуторку, отец вытер мокрый трамблер и завел ее. На ней человек 20-25 из 16-го полка добрались до Лиды, при них было знамя полка и штабные документы. Их всех арестовали, но вскоре выпустили. Потом отец летал под Воронежем (летали бомбить Констанцу), затем под Москвой. В декабре 1941, под Ржевом, при нашем контрнаступлении ( до войны мой отец служил в школе ШМАС во Ржеве), получили задание - не дать немцам закрепиться и бомбить отступающие колонны. Пролетая над шоссе, около 4 часов дня, были обстреляны нашими же войсками и самолет загорелся. Набрав 500 метров высоты, выбросились с парашютами. Отец упал на лес, сильно разбился и его в бессознательнои состоянии, приняв за немца, сильно избили наши солдаты (блондин, документов и знаков различия на нем не было?). Потом разобрались, но лечился долго. Затем был Дмитро- Орловский полевой аэродром. Есть фото, где их экипаж стоит перед ПЕ-2. По его рассказам, их бомбардировочный полк какое-то вреия прикрывали французы -Нормандия- Неман. Отец великолепно играл на аккордеоне и на пианино и был душой летной компании. Он сдружился с французкими летчиками, их он обучал русскому языку и русскому мату. Потом, в 1958, когда я был в 5 классе, был выбор, какой язык учить. Естественно, я выбрал французский. Мне дороги были фронтовые рассказы моего отца, песни Ив Монтана и Марка Бернеса ( ... в небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых, ну а тем, кому выпало жить, надо помнить о них и дружить...). Отец закончил войну в Кенигсберге и потом еше два с лишним года служил там. Когда 1992г в Молдавии, где я жил и работал много лет, начался рост так называемого самосознанмия и толпы стали орать - Чемодан, вокзал, Россия, а в той же России творился пьяный Ельцинский беспредел, я принял решение уехать во франкоговорящий Квебек , в Канаду. Но как писал один мой знакомый поэт: Над Канадой небо сине, Меж берез дожди косые, Как похоже на Россию, Только все же не Россия. Живу в Канаде 10 лет, а душа живет дома, в России. Дорогие участники форума, ветераны войны и их дети, не дайте уйти в небытие всему, что было в ту войну. Рассказывайте своим детям и внукам военную правду. Стране нужны патриоты, а не хулители прошлого. Если кто то из вас знает продолжение истории 16-го бомбардировочного, напишите мне пожалуйста. С уважением, Георгий Сальников. Монреаль, Канада. 27 марта 2005 года. Мой адрес: salnicov@ sympatico.ca ».

Василий Бардов: И ещё по поводу того что "Гвардии Король" рассказывал как было в их полку под Белостоком: Корр.: «Вы сказали, что перед учениями вооружение с самолетов было снято»? Король: «Да. Но Круглов вылетал позже, ему успели пулемет поставить. А Дима Кокарев взлетел в 4.30 — безоружный. “Месса” 110-го он сбил, применив таран. Это был первый в истории Великой Отечественной войны воздушный таран. “Месс”, перерубленный винтом, рухнул. А Диме пришлось сесть на какую-то поляну. К обеду с разукрашенной от удара при посадке физиономией и парашютом за спиной, протопав пешком двадцать километров, он появился на аэродроме». Корр.: «Рассказывал, что с ним случилось»? Король: «Дима рассказал, что давно мечтал о таране. На И-16 это делать неудобно, он маленький, как колобок. А МиГ-3 как будто специально для тарана предназначен — длинноносый, винт от кабины летчика расположен далеко, хорошо виден. Догнал “месса”, а дальше дело техники: винт к фюзеляжу приставил и “перепилил” его. Корр.: "В тот первый день войны двумя сбитыми немецкими самолетами дело не закончилось"? Король: "Они нам дали жару. По аэродрому было нанесено четыре бомбовых и два штурмовых удара. Весь личный состав был отправлен в Москву за получением новых самолетов. Добирались кто как мог, разбившись на группы". А в январе этого года я получил письмо от питерского авиаисторика Александра Соловьёва, который очень просто объяснил причины побудившие Павлова отдать этот "идиотский приказ": Александр Соловьёв, С-Пб 10.01.2006 00:59 Ответ на Итоги спора с Г.Бараевым по разоружению Павловым 122 ИАПа вечером 21.6.41 http://www.soldat.ru/forum/frame.html?page=1&id=21406&referer_query=page%3D1 «Не знал, что на форуме идёт спор о причинах разоружения 122-го ИАП. Причина проста и одна-единственная. 18 июня лётчик-истребитель Николай Белогуб сбил немецкий разведчик, который воткнулся в землю чуть-ли не на линии госграницы. Инцидент было не скрыть. Начальство волосы на себе рвало...20 июня трибунал приговорил Н. Белогуба "к расстрелу - за провокацию войны". Политорганы тут же приняли соответствующие меры для доведения сего вопиющего факта до всего личного состава ВВС. Хорошо хоть не успели до начала войны довести информацию о приговоре трибунала до рядового лётного состава. Иначе 22 июня утром отражать нападение вряд-ли бы кто рискнул...Кто-то из начальства, скорее не из авиаторов - те должны были понимать недопуститимость подобных действий, перестраховывался. Не исключаю что подобный приказ мог отдать Павлов. В мемуарах полно свидетельств, что в возможность войны Павлов не верил. У Голованова открытым текстом - ка Павлов уверял Сталина в невозможности немецкого нападения. О Николае Белогубе и этой истории была публикация в ВИЖ:И.А. Подольный «Девятнадцатый герой», ВИЖ 5/2002, стр. 36-37.Огромная просьба к Василию Бардову!Пожалуйста, скиньте мне ваш e-maiL. У меня есть для Вас информация по обороне Гродно. И, в свою очередь, у меня есть вопросы к Вам. Моё мыло:as403spb@yandex.ru».

Василий Бардов: ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ГЕРОЙ Приговор к расстрелу за сбитый фашистский самолет Николаю Белогу6у еще не отменен? Ш ЛЯ МЕНЯ эта история началась весной 1944 года в здании Вологодского путейского техникума, что стоит совсем недалеко от вокзала. Там в войну располагалось отделение сортировочного госпиталя N 1165, где я иногда подрабатывал внештатным санитаром, писал письма тем раненым, кто сам этого сделать не мог. Однажды мне довелось писать письмо за офицера-танкиста с Украины. Левая его рука кончалась культей чуть выше запястья, а из бинтов на правой торчали два пальца, кажется, мизинец и безымянный. Потрясло то, что он делал: зажимая в косяке двери пальцы, раненый всей тяжестью тела стремился согнуть их. А пальцы, очевидно, после долгого гипса совсем окостенели. От нестерпимой боли раненый страшно ругался сквозь зубы и падал лицом в подушку на подвинутую к дверям койку. Подобная «лечебная гимнастика»продолжалась, вероятно, долго, так как подушка была совсем мокрая... Заметив меня, он лег на койку, закрыл глаза и велел взять в тумбочке сумку с карандашом и бумагой. По неосторожности я рассыпал многочисленные ордена и медали. Награды к тому времени перестали быть диковинкой, не то что в начале войны, но орден Суворова III степени я увидел впервые. Его давали за полководческое мастерство только большим военачальникам. Раненый беззлобно выругался, сказав: «Несчастливая это награда, а мы, летчики, - народ суеверный!» Я спросил: «Почему несчастливая? И при чем здесь летчики, ведь вы танкист?» «Это теперь я танкист, - ответил он, - а раньше летал. А на орден посмотри сзади». Я посмотрел и увидел на металле: N 13! Палата была двухместная, и отношения между соседями, как я понял, были далеко не приятельскими. На этот раз бывший летчик вдруг резко упрекнул молодого соседа за то, что тот попал в госпиталь по пьяной драке. Сосед ответил тоже что-то резкое. Летчик перешел на крик: «Тебе ли, тыловая крыса, пьяница, меня упрекать? Ведь это я первым начал войну с фашистами! Это я 18 июня сбил первый немецкий самолет! Это меня приговорили к расстрелу! Это я сбил второго фашиста 22 июня! Это мой приговор не отменен до сих пор, хотя я за него заплатил кровью!» Обрубками рук обхватив голову, он уткнулся в подушку, сдавленно и хрипло застонал. Я стал быстро собираться. Вдогонку летчик крикнул мне: «Приходи еще, мне много писем нужно написать!» Случилось так, что в это офицерское отделение в следующий раз я попал лишь через неделю или две. Знакомая палата была пуста. Летчика-танкиста увезли в Москву на пластическую операцию, чтобы из двух костей предплечья сделать подобие клешни. Я почти забыл об этой встрече. Но когда через 20 лет в книге Константина Симонова «Живые и мертвые» прочел о сбитом в канун войны фашистском самолете, вздрогнул: а ведь это о том раненом! Но фамилия его вылетела из памяти... Мне удалось связаться с писателем С.С. Смирновым. Он помог мне установить фамилию и имя героя: Белогуб Николай Данилович. Николай Данилович, больной и всеми забытый, жил в Донецке. Далее события развивались так. Сергей Сергеевич поехал к нему, помог с врачами и дефицитным лекарством, и человек ожил, распрямился в буквальном смысле слова. А через месяц состоялась первая телевизионная передача о Николае Даниловиче Белогубе. Предупрежденный заранее, я с друзьями сидел у экрана. Коротко, по-памяти перескажу судьбу героя. П ЕРВЫИ комсомолец в деревне. Первый тракторист. Первый доброволец на шахтах Донбасса. Курсант первого в Донбассе аэроклуба. Первый студент-отличник на кафедре танкостроения в киевском политехническом институте. По партийному призыву - в авиационное училище. Сорок первый год летчик-истребитель Белогуб встретил близ границы. В июне немцы совершенно обнаглели. Их«рамы» постоянно висели над аэродромом. Приказ же был строг: «Не взлетать. Не поддаваться на провокации». 18 июня Николай Белогуб заступил на боевое дежурство. Рация штаба почему-то молчала. Увидев немецкий самолет, он самовольно взлетел и решил посадить фашиста на наш аэродром. Маневр удался: на глазах всего аэродрома немец начал было приземляться, но в конце полосы развернулся, дал газ и на бреющем стал уходить к границе. Догнал его Белогуб не сразу, но когда догнал, в упор свалил первой же короткой очередью. Упал самолет буквально в сотне метров от границы, да так, что виден был со всех сторон: и с нашей, и с немецкой. Никуда не спрячешь! Арестовали Николая Белогуба тут же, на аэродроме, сразу после доклада начальству. Трибунал заседал 20 июня. Приговор - расстрел за провокацию к войне. 48 часов на просьбу о помиловании, но он прошение подавать отказался. Зато все летчики полка послали телеграмму в Москву с просьбой сохранить жизнь Белогубу. Утром в субботу, 21 июня, в камеру к смертнику вдруг пришло высокое начальство, а с ним - штатский человек в шляпе. Его все внимательно слушали - «командовал парадом» он. Спросил: «Вы товарищу Сталину о самолетах писали?» - «Писал...». - «А вот о ваших подвигах товарищ Сталин еще не знает. Придется доложить! А теперь отправляйтесь домой, приведите себя в порядок, а в понедельник мы подумаем, расстреливать вас или нет...» П ОТРЯСЕННЫЙ случившимся, Николай Данилович вечером посадил в поезд на Москву жену: не хотел, чтобы она переживала позор его расстрела. Понедельника так и не дождался. Ночевать в пустом доме не стал, уехал на аэродром и попал под первую же бомбежку. Штаб рухнул сразу, самолеты горели, взрывы перепахали взлетное поле. На чудом уцелевшей в этом аду машине он взлетел и весь свой боекомплект всадил в немецкий «юнкерс». Потом Николай Данилович скажет: «Если бы во мне в тот момент было меньше злости и больше расчета, я, вероятно, не одного, а трех-четырех мог сбить. Немцы действовали столь нагло и нахально, что даже и не думали об опасности. Это была моя самая простая победа в воздухе. Куда сложнее было дотянуть до соседнего аэродрома: бензин кончался, и горело все кругом». Под первым бомбовым ударом сгорели и трибунал, и тюрьма, где он сидел, погибли многие его командиры и товарищи. Живые о приговоре не вспоминали. Своего «освободителя» в велюровой шляпе он больше не встречал. Летал почти ежедневно. Сбивал он, сбивали и его, но до осени ему везло. А в сентябре после тяжелого воздушного боя Белогуб посадил машину в. полубессознательном состоянии: прострелили легкое. В госпитале дали заключение: к летной работе не годен. Самовольно вернулся в полк, был назначен начальником штаба. Пробовал летать, но во время сложного боя из-за перегрузки на крутых виражах горлом хлынула кровь. Он понял, что для авиации теперь не годится. Из госпиталя поехал в Москву. Добился, чтобы его послали в танковое училище как профессионального специалиста по двигателям. Через год он уже командовал танковой бригадой, кажется, на Ленинградском фронте. О подвигах его танкистов «Правда»напечатала большой очерк. Иконостас орденов на его груди становился все богаче. Орден Суворова он получил за операции в районе Тихвина. И в тот же день шальной снаряд разорвался рядом, когда он выходил из командирского блиндажа. Тяжелые ранения в обе руки и в голову, контузия и новая длинная дорога по госпиталям. Но даже став безруким, не пожелал сразу проститься с армией Николай Белогуб. Стал он преподавателем в танковом училище и ушел на инвалидность только через несколько лет после войны. Поступил на учебу в юридическую школу, был судьей в Донецке. Славился своей принципиальностью, честностью и дотошностью в работе. Купил домик-развалюху на окраине с участком невозделанной земли и превратил его в цветущий сад. Вывел сорт вишни, который соседи по улице так и называли «Белогубовка». О ДНАЖДЫ в суде слушалось дело военных преступников, полицаев, расстреливавших коммунистов и евреев в лагере под Донецком. Подробности дела настолько тяжело подействовали на судью, что случилось несчастье: прямо в зале суда он потерял зрение. Сказалось ранение в голову. Контузия напоминала все чаще изнуряющими головными болями. Ночами спать не давали фантомные боли в культе. Ко всему добавился радикулит. Какое мужество нужно было иметь человеку, чтобы достойно переносить все мучения, физические и моральные! О боевых и жизненных подвигах окружающие быстро забыли. К тому же не склады вались отношения с родственниками, больно насмехавшимися над его прошлым... И вот в жизнь Николая Белогуба вошел Сергей Сергеевич Смирнов. Передача по телевидению, переписка с друзьями-фронтовиками, встречи с журналистами. Больной организм не смог долго вынести такого напряжения. Началась депрессия... И Николай Данилович добровольно ушел из жизни. Сергей Сергеевич тяжело переживал случившееся. И сам слег с острым сердечным приступом. С ним лично мне так и не удалось больше встретиться, но в последнем телефонном разговоре он просил меня написать о нашем герое. По словам С.С. Смирнова, к 20-й годовщине со дня Победы был подготовлен проект указа о присвоении звания Героя Советского Союза двадцати участникам войны, куда вошел и Николай Данилович Белогуб. Но в указе о новых Героях к 20-летию Победы (см. «Правда» от 8 мая 1965 г.) названы только 18 фамилий. Мой рассказ - дань памяти девятнадцатому, а двадцатым был Александр Иванович Маринеско, которому звание Героя Советского Союза было присвоено (посмертно) только 5 мая 1990 года. А как же быть с Николаем Даниловичем Белогубом? Да и отменен ли злополучный приговор о расстреле? И.А. ПОДОЛЬНЫЙ (г. Вологда) ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ N5 2002, с.36-37

Василий Бардов: Чуть позже я расшифрую то что сказал С.Ф.Долгушин по поводу статьи о Белогубе и опубликую тут же. Кстати могу прислать и аудиофайлы моей беседы с Долгушиным если они будут не очень большого объёма чтобы те кому это интересно будет могли послушать рассказ Долгушина своими ушами. Коллегам Соловьёву и Сердюкову я уже послал первые аудиофайлы и они остались ими очень довольны.

Василий Бардов: Может ли кто нибудь уточнить или дополнить найденые мной и моими коллегами материалы по этой теме? Интересно было бы довести до сведения Короля, Голодникова и других ветеранов-лётчиков эту информацию и узнать у них что они думают по этому поводу.

Василий Бардов: yossarian пишет: Demon пишет: цитата: Ну и вот интервью с А. Гриславски http://www.airforce.ru/history/ww2/grislawsky/index.htm А знает кто нибудь - этот "дедушка Гриславски" ещё жив? И можно ли связаться ка книбудь с ним? Интересно было бы свести его хотябы по переписке с нашими лётчиками-истребителями: Долгушиным, Попковым, Голодниковым, Микояном, Шацким, Королём - кто там жив ещё? В Гродно у нас к примеру живёт один лётчик летавший на "Бостон"ах.

Василий Бардов: Коллеги, кстати о Покрышкине и Архипенко и Долгушине - а давайте откроем отдельную тему и обсудим легендарную "формулу успеха Покрышкина" - мы на позапрошлой неделе как раз обсуждали её на дне варенья у генерала Долгушина с книгоиздателем и авиаисториком Николаем Бодрихиным - владельцем издательства ЭКСМО, в котором Долгушин решил опубликовать свои материалы.

Василий Бардов: Nick Nytch пишет: yossarian пишет: цитата: Да ну!!! А вот Покрышкин почему-то не просто "слышал". Его ведомый Островский погиб от руки как раз одного из коллег Гриславски, расстрелянный на парашюте. И этот случай был не единичный. Хотя ИМХО дедушка просто темнил. Ну как бы он рассказывал русским гостям-журналистам, что немецкие лётчики творили такие безобразия? "Такие безобразия" творили не только немецкие летчики, но и советские. Это война, и сопли здесь не причем. Если Гризлавски с этим не сталкивался, то это еще ни о чем не говорит. Совершенно справедливо. Кстати сейчас Николай Бодрихин работает с Долгушиным по созданию и публикации в его издательстве ЭКСМО его мемуаров - надо подсказать ему чтобы он задал Долгушину этот вопрос - как было с этим делом в его боевой практике. На вскидку могу пока припомнить такой случай - Долгушин подошёл сбоку к немецкому бомберу (двухмоторному и небольшому вроде Ю-88, или Дорньё у которого небыло стрелков стреляющих перпендикулярно движению самолёта - были только задние стрелки). Вобщем Долгушин подошёл в "мёртвой зоне сектора обстрела" задних стрелков этого бомбера и подошёл на своем истребителе так близко, что увидел лицо и глаза пилота того бомбера. Говорит когда немец повернув голову в его сторону увидел Долгушина - у него на лице застыл дикий ужас и его просто парализовало. Долгушин говорит - мол я думал что он щас какой нибудь манёвр предпримет, но немец был так шокирован что просто "окаменел" и вёл машину прямо и ровно и мне - говорит Долгушин: - даже смешно стало когда я увидел дикий ужас застывший у него на лице - после чего осталось только принять чуть в сторонку и хладнокровно расстрелять пилота и штурмана в кабине после чего их бомбер рухнул. Так что на войне случаи всякие бывали - была и жестокость. Ну да что ж поделаешь - не на шашлыки ж ведь они "друг к другу" летали Но расстрел в воздухе беспомощных парашутистов - тема конечно разговора вполне интересная и заслуживающая внимания. А был у Долгушина и такой случай - он подходя к бомберу думал что стрелок уже убит и подошёл на своём истребителе с водяным охлаждением почти вплотную. Самолёт как я понял, коптил, дымил, горел и падал по немногу, но ещё летел. И Долгушин даже подумать не мог, что в дымящем, горящем, падающем самолёте могли стрелки ещё остаться. И вот подойдя почти вплотную, стрелок бомбера "ожил" и влепил Долгушину очередь. Причём возможно даже очередь и небольшую, но ему хватило одной удачно посланной пульки, которая перебила не то маслопровод, не то систему охлаждения двигателем - вобщем что то вроде того. В результате смазка или охлаждение двигателя у Долгушина прекратилась, двигатель заклинило, он остановился и вышел из строя, в результате чего - уже после как бы выйгранного воздушного боя Долгушин был сбит этим стрелком падающего бомбера сбитого им же. Историю эту рассказал мне Денис Кушнарёв, а ему видимо лично Сергей Фёдорович (либо Денис прочитал её гдето - в той же статье Вахламова или книге Семёнова например). Интересно спросиь у него - что было дальше с тем стрелком бомбера - выпрыгнул ли он после этого на парашюте?

assaur: Василий Бардов пишет: Кстати сейчас Николай Бодрихин работает с Долгушиным по созданию и публикации в его издательстве ЭКСМО его мемуаров Василий, похоже Вас отцепили? Готов выступить в Вашу защиту! Василий Бардов пишет: парашутистов Наверное, парашЮтистов? Или Долгушин так и сказал "парашУтистов", а Вы опять все приняли близко к сердцу?

Василий Бардов: Собираясь в Москву к генералу Долгушину я открыл на форумах ветки с предложением присылать вопросы к нему и получил письмо от харьковского авиаинженера-конструктора Александра Сердюкова: "Здравствуйте Василий. Как и обещал посылаю свою "выборку", может быть Сергею Федоровичу будет интересно это почитать и оценить уровень споров и справедливость различных предположений. По тем его выступлениям, что я видел в телепередаче о Василии Сталине мне он показался человеком достаточно строгим в оценках и за словом в карман не лезущем. Но мне интересны любые его отзывы, в том числе и ругательные. Дело в том, что в своей работе по "ишачку" я могу достаточно профессионально, основываясь на своих знаниях и опыте судить о конструкторских и технологических решениях при его проектировании и выпуске. Достаточно компетентно могу оценить ЛТХ полученные в результате испытаний. (По специальности я инженер-конструктор по самолетостроению, 10 лет назад закончил Харьковский авиационный институт. А по своей работе занимаюсь в том числе и проектированием самолетов, причем мой "сектор работ" это проектирование вертикального и горизонтального оперения, так что вопросы "устойчивости и управляемости самолета" это как раз в моей компетенции.) Но вот в вопросах связанных непосредственно с пилотированием самолета, с тактикой боевого применения и прочими "прикладными дисциплинами" приходится полагаться на мнения других, более компетентных в этом людей. Летчиком я к сожалению стать так и не успел. Когда после работы, службы в армии и учебы на первом курсе у меня наконец появилось "свободное от учебы время" для занятий в аэроклубе … Сами аэроклубы перестали существовать. Сначала материально (не стало бензина), а потом и технически (все Як-52 у нас уже списаны). Так что если свои знания в тактике применения я еще могу подымать прочтением книг (начиная с мемуаров и заканчивая различными учебными пособиями - от " Тактики в боевых примерах " и до книжек типа "Инструкция по воздушному бою истребительной авиации 1945 г") то вот с летной практикой и вопросами с ней связанными…. тут дела весьма печальны. Вообщем вот несколько примеров моих рассуждений, обобщений, предположений и выводов. Свои высказывания я дал обычным шрифтом. Высказывания моих оппонентов курсивом + высказывания разных людей отличаются количеством >>>> перед фразами. Различные темы споров я отделил друг от друга жирной линией ______ На всякий случай я скопирую сюда и свои вопросы к Сергею Федоровичу, которые я передал Вам раньше. Интересно все, что так или иначе связано с И-16. На сколько я помню, начинал он именно на них + он кажеться из училища выпустился в 1940? Интересно : - как их готовили в училище. - Какой был налет (общий, на УТИ-4, на И-16). - Какая была программа подготовки (входил ли высший пилотаж, стрельба по конусу и по наземным мишеням). - Сколько было курсантов в группе - на одного инструктора. - Как он оценивает уровень подготовки курсантов. - Как оценивает уровень инструкторов (причем интересно "по отдельности" как они тогда относились к инструкторам и что он думает сейчас "так сказать с позиций опытного летчика и командира") Кстати, такая "двойственная" оценка интересна практически по всем вопросам. - Как строилась подготовка молодых летчиков после прибытия из училища в часть (довоенная). - Насколько часто они летали? - Каие задания отрабатывали? - Как было с отработкой высшего пилотажа"?...

Nick Nytch: Василий Бардов пишет: А знает кто нибудь - этот "дедушка Гриславски" ещё жив? И можно ли связаться ка книбудь с ним? Интересно было бы свести его хотябы по переписке с нашими лётчиками-истребителями: Долгушиным, Попковым, Голодниковым, Микояном, Шацким, Королём - кто там жив ещё? В Гродно у нас к примеру живёт один лётчик летавший на "Бостон"ах. Гризлавски умер в сентябре 2003 года. Ни с одним из вышеперечисленных пилотов, кроме может Короля (кстати в каком полку служил?) Гриславски во время войны в воздухе встречаться не мог.

Василий Бардов: assaur пишет: Готов выступить в Вашу защиту! А чем мотивировать будете? Или Вы это прикалываетесь так типа? Лучше посоветуйте - я хочу обсудить тему "Формулы успеха Покрышкина" с теми кому это интересно. Где и как это лучше сделать? "Сайт Димы Срибного" - не предлагать - мой старый логин и пароль там уже не действует, а зарегистрироваться там я почемуто не могу.

Василий Бардов: Nick Nytch пишет: Короля (кстати в каком полку служил?) Вот всё что я пока знаю о Короле: http://rg.kiev.ua/main.php?action=shownews&print=1732

Водопьянов: Василий Бардов че за ахтунг у Вас на аватаре?

Василий Бардов: Водопьянов пишет: Василий Бардов че за ахтунг у Вас на аватаре? Это называется "Карая-1 ин эир"... точнее - в музее ГрГУ :-) А ахтунг - это у вас. А у нас - гутен таг херр Водопьянов пардон - геррр...

Nick Nytch: Василий Бардов пишет: Лучше посоветуйте - я хочу обсудить тему "Формулы успеха Покрышкина" с теми кому это интересно. Где и как это лучше сделать? "Сайт Димы Срибного" - не предлагать - мой старый логин и пароль там уже не действует, а зарегистрироваться там я почемуто не могу. http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?t=41992 Только мой вам совет, не загромождайте эфир немерянными цитатами. Задавайте вопросы по существу. По поводу "сайта Димы Срибного", смените айпишник. Вас там давно знают, и во избежании флуда не пускают. Но это мое ИМХО.

Nick Nytch: Водопьянов пишет: Василий Бардов че за ахтунг у Вас на аватаре?

Василий Бардов: Nick Nytch пишет: Вас там давно знают, и во избежании флуда не пускают. Но это мое ИМХО. Вообще это странно немного. Меня ващето оттудова никто не выгонял. Просто когда я окунулся в ту "помойку" (это место, куда ты приходишь со своими вопросами и ответами а тебя помоями обливают, причём палец о палец не ударив по теме в которую лезут - то о чём так красочно выразился уважаемый ветеран Ломоносов по поводу "климата форумов" из за которого ему просто противно туда заходить), то понял, что с зазнайками и "надутыми индюками" лучше вообще не иметь дела - и я от туда сам ушёл и не был там очень долго и давно. и даже успел забыть про этот сайт, но мне напомнили о нём и я зашёл туда снова. А когда зашёл - то мой логин и пароль работать перестали. Но возможен другой вариант - на сайте ркка.ру например, я видел объявление, что те кто долго на форуме не бывают - вырубаются автоматически. Так вот я подумал что в моем случае скорее имеет место второй вариант А за то что напомнили про Сухого - спасибо. Я кстати тоже был на этом сайте но в последнее время как не зайду туда - он все время то вообще не работал, то переходил "на новые рельсы"

assaur: Василий Бардов пишет: Лучше посоветуйте - я хочу обсудить тему "Формулы успеха Покрышкина" с теми кому это интересно. Очень похоже, что эту формулу придумалали задним числом журналисты. По крайней мере, когда в газете "Сталинский сокол" в 1944 году Покрышкин в нескольких номерах делился своим боевым опытом, то этой формулой он не пользовался. Тема, которую Вы хотите обсудить, так часто обсуждалась, что открывать ее еще раз не имеет смысла, т.к. если Вы хотите узнать об этом побольше, то нужно просто поискать обсуждение темы на любом из авиафорумов.

Nick Nytch: Василий Бардов пишет: Вообще это странно немного. Меня ващето оттудова никто не выгонял. Просто когда я окунулся в ту "помойку" (это место, куда ты приходишь со своими вопросами и ответами а тебя помоями обливают, причём палец о палец не ударив по теме в которую лезут - то о чём так красочно выразился уважаемый ветеран Ломоносов по поводу "климата форумов" из за которого ему просто противно туда заходить), то понял, что с зазнайками и "надутыми индюками" лучше вообще не иметь дела - и я от туда сам ушёл и не был там очень долго и давно. "Чем кумушек считать, рядиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться" (с) Когда лезешь со своим уставом в чужой монастырь, всегда получаешь по рогам. Поговорив пару раз с Попковым, Долгушиным и Федоровым, не стоит выдавать результаты как истину в последней инстанции и выставлять себя большим специалистом. На "форуме Димы Срибного" есть люди, которые брали интервью у выше перечисленных людей и многих других ветеранов ни один раз. Они могут отличать правдоподобные вещи от маразма и просто откровенного гона. Поэтому прежде чем выкладывать что-либо, надо делать литературную обработку. Вы этого не сделали, соответсвенно вам адекватно ответили. Вы полезли в бутылку, не имея под рукой никаких фактов кроме ваших неоднозначных записей бесед. Результат на лицо.

Василий Бардов: Nick Nytch пишет: Когда лезешь со своим уставом в чужой монастырь, всегда получаешь по рогам. Поговорив пару раз с Попковым, Долгушиным и Федоровым, не стоит выдавать результаты как истину в последней инстанции и выставлять себя большим специалистом. На "форуме Димы Срибного" есть люди, которые брали интервью у выше перечисленных людей и многих других ветеранов ни один раз. Они могут отличать правдоподобные вещи от маразма и просто откровенного гона. Поэтому прежде чем выкладывать что-либо, надо делать литературную обработку. Вы этого не сделали, соответсвенно вам адекватно ответили. Вы полезли в бутылку, не имея под рукой никаких фактов кроме ваших неоднозначных записей бесед. Результат на лицо. На самом деле было не совсем так или местами даже совсем не так. К примеру почему то на других форумах и с другими участниками а порой даже и совсем не участниками форумов а "случайными прохожими" у меня сложились прекрасные деловые и дружеские отношения и эти люди во многом помогли мне (как и я им с своей стороны) прийти к тому материалу который у меня имеется в частности по Долгушину на настоящий момент. Вы мне не верите на слово? Вот Вам их фамилии и ники - пожалуйста - Александр Дударёнок, Евгений Дриг, "Подобранец", "Костя_ЦАМО", Александры Сердюков и Соловьёв, Глеб Бараев, Павел Аптекарь, Геннадий Спаськов с сайта Мухина, админ одного авиасайта Хантер019, "Павел-Рига", книгоиздатели Грибанов, Кондратьев и Бодрихин, доценты ГрГУ Неделько и Пивоварчик и многие другие. Это совершенно разные люди как по возрасту так и по профессии, политическим взглядам, месту жительства, национальности и т.п., но всех нас объединяет как коллег интересное дело которым мы занимаемся. Со всеми с ними у меня прекрасные как деловые так и дружеские отношения и мы без хамства, подколок оскорблений и ругани прекрасно работаем по исследованию военной истории и авиации. А вот на "сайте Димы Срибного" ничего хорошего я увы не увидел и потому то и плюнул как на сайт так и на тех кто тусовался на нём и длительное время туда вообще не заохдил.

Водопьянов: Василий Бардов я грю - че за ахтунг?

Василий Бардов: Я как раз в следующий приезд собираюсь обсудить с Долгушиным три книги: - "На взлёте" Семёнова, - "А потом пришла победа" Щеглова, - "Записки лётчика-истребителя" - так кажется - Степана Микояна. Вот только забыл узнать у Сергея Фёдоровича, подарил ли Микоян ему эту книги или ещё нет.

Василий Бардов: Уточнил. Сделал две аудиозаписи. Одна уже готова к публикации. Вторую подготовлю завтра. Вот первая из них: Долгушин (аудиокассета BASF, сторона А, 209): «Радио небыло. Информации никакой нет. Только глаза и не у всех они одинаковые! Вот проверяют врачи по таблице – вблизи всё видно – зрение (у всех) одинаковое. Но у одного … а у другого – дальнозоркость – дальше видит! Вот летим, бывало… Вот Семёнов в своей книге пишет: «Долгушин очень дальнозоркий – он первый всегда замечает». Вот у меня лётчик был (Орехов – В.Б.). Вот он смотрит: «Месерла, месерла» оттуда! Я смотрю, смотрю (я хорошо умел видеть) – нету! Никто не видит и потом только различают! А он – первый видит»! Бардов: «То есть у него еще более острое зрение было»! Долгушин: «Да. Зрение – оно различается! Хотя у всех зрение – 1, иначе тебя врачи не пустят». Бардов: «Что интересно, мне один авиаисторик написал в интернете, что Орехов этот тоже заявил и претендовал, что он сбил Ганса Гаана – когда вы четвёркой сбили его четвёрку: Nick Nytch пишет: цитата: А бесполезняк обсуждать. Времени сбития Хана нигде нет, заявок море. Кроме ГСС Шишкина, Орехова и еще одного пилота из 32 ГИАП, Ме-109 заявили летчики 169 ИАП, Гражданинов аж три штуки, Давыдов два, и Бочаров один. Кроме того, 240 ИАД, пилоты 156 ИАП и 42 ИАП этой дивизии вели бои в этом районе и летчики 46 ИАП/239 ИАД на томагавках. Навскидку не помню, но за этот день они тоже могли заявлять победы... Немцы потеряли одного Хана, так что, как говорится, пишите письма... А то, что его допрашивали в штабе 32 ГИАП еще ни о чем не говорит. Хана проташили по всем штабам, начиная от 3 ГИАД и до штаба 6 ВА. Протоколы его допросов встречаются даже в документах 2 ВА, но это не означает, что Хана сбили где-нить под Харьковым, пилоты, скажем 19 ИАП... Долгушин: «Нет – сбил его Шишкин»! Ник Нич: "Микоян изложил то, что знал, без надуманных деталей. Да был Гражданинов, да был Хан, да был допрос. Все. Остальное уже домыслы. Тем более, что за Долгушиным и Луцким побед в этот день не значится. Еще немаловажная деталь, Хан приземлил свой Ме-109, а не прыгал с парашютом". Бардов-Долгушину: «А вам тогда засчитали в тот день тех сбитых»? Долгушин: «Да». Бардов: «А куда это всё записывалось: - в лётные книжки, - ЖБД полка»? Долгушин: «В ЖБДП. Приходили и докладывали, как правило зам. нач. штаба полка этим делом занимался». Бардов: «Фиксировал»? Долгушин: «Да. Или адъютант эскадрильи – ему докладывали и он записывал и нёс в штаб». Бардов: "Интересно. Надо будет его в архивах поискать (в смысле надо бы показать этот рассказ Долгушина и Микояна коллеге Михаилу Быкову и другим нашим "архивным копателям", т.к. самому мне до архивов пока не добраться - дай бог вообще хоть в Москву выбраться к Долгушину когда обработаю его аудиофайлы)"!

Nick Nytch: Василий Бардов пишет: «Что интересно, мне один авиаисторик написал в интернете, что Орехов этот тоже заявил и претендовал, что он сбил Ганса Гаана – когда вы четвёркой сбили его четвёрку: ИМХО Хан летел в паре. Более потерь в этот день у немцев не зафиксированно. Василий Бардов пишет: Микояна коллеге Михаилу Быкову и другим нашим "архивным копателям", Василий Бардов пишет: админ одного авиасайта Хантер019 Хантер 019 является админом, а Михаил Быков и другие "архивные копатели" активными участниками форума, который вы обозвали помойкой. Как вы думаете, кто вам после этого будет помогать?

Василий Бардов: Nick Nytch пишет: ИМХО Хан летел в паре. Более потерь в этот день у немцев не зафиксированно. А я гдето читал, что Хан летел как раз четвёркой и сбиты были как раз двое или трое и там ещё всех фамилии приводились - могу поискать и привести ссылку на неё. Вот это то меня как раз и интересует. По Долгушину выходит: - возвращались они домой и сбили четвёрку немцев, причём модель самолётов совпадает с той, на которой летал Хан, - заметте - Долгушин называет фамилию зама комдива, который по радио сообщил им про то, что сбитый немец спускается на парашюте (я вполне допускаю что Долгушин может путать это за давностью времени с посадкой немца на брюхо - это не критично в данном случае и это я с Долгушиным могу уточнить в следующий раз) - ведь можно попросить того же Быкова глянуть в архивах, что там имеется как по этому заму комдива так и вообще в документах полка и этой дивизии по поводу пленения Хана и по поводу того, засчитали ли Долгушину, Шишкину и кто там ещё с ними был сбитых немцев в этот день. Долгушин может путать чтото в деталях но не врёт никогда. И Вы сами это прекрасно знаете. Репутация у Долгушина кристальная во всех отношениях. И я не знаю ни одного человека который бы злое слово сказал про него. Nick Nytch пишет: Хантер 019 является админом, а Михаил Быков и другие "архивные копатели" активными участниками форума, который вы обозвали помойкой. Как вы думаете, кто вам после этого будет помогать? Обозвал и могу показать и доказать что даёт мне основания называть этот форум именно этим термином. И могу привести слова ветерана 2-й МВ Ломоносова где он описывает подобные форумы термином "климат" и объясняет почему он мягко говоря не очень любит на такие форумы заходить. Это будет офф-топиком этой темы, но доказательства в подтверждение своих слов я готов привести. Хантер019 всегда поддерживал меня и я никогда не портил с ним отношений потому что поводов к этому он мне не давал. С Михаилом Быковым у меня наконец то на Сухой.ру установились деловые отношения по продуктивному сотрудничеству и взаимному обмену информацией, чему я очень рад. У меня с ним были трения в прошлом, но я сожалею об этом и признаю его заслуги в нашем общем деле, которому мы оба с ним посвящаем своё свободное время, силы и дУшу. Так что Вы ошибаетесь - зайдите на Сухой.ру и почитайте и Вы убедитесь что Вы не правы. Совсем недавно я опубликовал там свои беседы с Долгушиным и был там встречен очень тепло и даже "две спасибы" там заработал , чего к примеру тут я так и не дождался а наоборот в лице одного известного администратора стал вроде как "врагом..." Милитеры Ну да ладно - бог ему судья и не будем о грустном Для него у меня тоже есть хорошая новость - т.к. я на Сухой.ру встретил боллее благодарную как публику так и одминистрацию (не хочу сказать ничего плохого о уважаемом Хоксере), я решил перебраться туда, чтобы там публиковать свои последние наработки.



полная версия страницы