Форум

Радиоаппаратура на самолетах и танках

Гога Римский: 1941 год. 22 июня. Наши танки лучшие в мире. Наши самолеты лучшие в мире. Не говоря уже про артиллерию. В целом традиционное построение В.Суворова. Но вот интересный вопрос, который не затрагивают ни Суворов, ни его противники. А стояла ли радиоаппаратура на советских самолетах и танках, выпущенных до войны? На немецких, говорят стояла, а вот на советских... Юрий Мухин в одной из своих книг мимоходом упомянул о том, что якобы радиоаппаратуры (на технике) у нас тогда не было. И стоит только представить бой группы самолетов без переговорных устройств с группой самолетов, у которых аппаратуры имеется и на прием, и на передачу! Страшно становиться, не правда ли? У одних все просто - "Ганс, заходи слева", "Группа, построение такое-то", а у других... Крыльями что ли покачать?! Бой зрячих со слепыми. Если у кого-нибудь есть информация по этому вопросу, интересные ссылки и проч.- буду очень благодарен.

Ответов - 47, стр: 1 2 All

Sergey-17: Малыш пишет: *** потом начинаем решать, есть ли "оправдания" и вообще нужны ли они. *** Да не нужны никому оправдания. Вот понять причину - да, чтобы не повторялось впредь. Наверное, тон получился прокурорский. Могу обьяснить только тем, что, кажется, никто не пытается понять факторы, которые повлияли на состояние дел, которое сложилось в 41-м в сухопутных войсках со связью. Только ссылки на слабость промышленности. Конечно, нельзя ожидать от промышленности, чуть не втрое моложе германской, получения аппаратуры аналогичного качества. Ну где-ж угнаться за США, если там в 1930 году только на заводах RCA выпускали более 1 млн. ламп в месяц, а у нас - 3 млн. в год. Но получить работоспособную аппаратуру - было вполне возможно и в нужных количествах (в 37-м году наши купили 7 американских автоматов, мощностью 1 млн. ламп в год). И если техника в войсках остутствовала - то не только промышленность тому виной, как пытаются представить. Малыш пишет: *** В-третьих, существенно отличается личный состав: во флот отбирали "образованных". *** Вот и одна из причин. Во флот не только отбирали образованных - там была своя система подготовки специалистов для БЧ-4. И, следовательно, возможность подготовить не только радистов, но и специалистов, готовых грамотно поставить ТЗ и провести приемные испытания флотской аппаратуры связи. А для армии был приказ Ворошилова №73 от 5 марта 1928 года, переложивший задачу подготовки радистов для армии на ОДР. На них же возлагалось обеспечение радиосвязью частей Красной Армии на маневрах. В результате на них оказалось и проведение исследовательских работ по прохождению и т.п. Вот и осталась армия без хорошей системы подготовки кадров по связи. И Ложкарев в 1940 году делает для себя открытие, которое должно было стоять в ТЗ на танковую рацию еще в 30-м году: "Попутно с основной работой нами производились опыты радиосвязи при движении на двуколках, но таковые не увенчались успехом. Амортизации не было никакой, двуколка сильно "дрыгает", лампы в приемнике хотя и достаточно амортизованы, но так микрофонят, что абсолютно ничего не слышно. При остановках же обеих двуколок связь моментально налаживалась, но был значительный gsss, причиной тому - лошадь, которая никак не стояла "смирно"(hi!). Укусы оводов заставляли ее проделывать всевозможные телодвижения, влиявшие на волну. Результаты все же получились удовлетворительными, QRK до 8 км R-6-7." ("XEu 2 kbh и XEu 2 fw в военном походе", Радио всем, №19, 1929 год). Наверное, при приемке танковой рации не смогли найти двуколку. Неужели надо было ждать, пока к нам привезут немецкий танк? Малыш пишет: *** у корабля альтернативы радиосвязи нет, а у танков - казалось, что есть. *** Это ж когда так казалось? "В каких же случаях радио будет являться особо ценным средством связи? ... 3) Для связи с самолетами, находящимися в воздухе, и самолетов между собою. Ни одна из задач, даваемых воздушному флоту (разведка, наблюдение, связь, обслуживание командования, корректирование артиллерийского огня, борьба с самолетами противника и т. д ), не будет вполне успешно выполнена, если не будет связи аэроплана с землей, связи аппаратов между собой и управления головного или главного аппарата всеми аппаратами эскадрильи в воздухе. В настоящее время радиосвязь в авиации и с авиацией является самым надежным н существенным средством связи, и без радиосвязи самолет, оторвавшийся от базы, теряется в воздушном пространстве, не имея возможности ни сообщить о себе, ни получить нужных ему сведений. ... 6) Для связи с подвижными боевыми единицами (танки, бронепоезда и т. д. ). Подвижные боевые единицы — танки, бронепоезда, бронеавтомобили, при проведении всех своих наступательных действий, будут нуждаться в связи с командованием и с теми войсковыми соединениями, с которыми они будут совместно действовать. Единственно надежным средством связи в данном случае может быть только радиосвязь." ("Применение радио в военном деле", Радио всем, №4, 1930 год) Неужели то, что печатали в обычном журнале оказалось неожиданностью для авиаторов и танкистов?

vlad: Sergey-17 пишет: И Ложкарев в 1940 году делает для себя открытие, которое должно было стоять в ТЗ на танковую рацию еще в 30-м году: вы знаете возможно дело в помехоустойчивости схемы: если скажем помеха от кого-нить генеатора имеется, так ее довольно трудно потом убить в радиоусилительном тракте. Возможно что ето как раз портило все дело в танке или самолете; что конечно Не отвечает на вопрос отчего "в овраге было плохо слышно" Sergey-17 пишет: При остановках же обеих двуколок связь моментально налаживалась, но был значительный gsss, причиной тому - лошадь, которая никак не стояла "смирно"(hi!). что есть 'gsss' ??

Малыш: Sergey-17 пишет: Это ж когда так казалось? Всегда по 1941-й год включительно: целеуказание от командирского танка "линейным" танкам или артиллерии, от пехоты танкам - ракетами; передача команд от командирского танка "линейным" - флажками. Это положения уставов и наставлений, и никакие статьи в популряных журналах такого положения дел не изменят. Sergey-17 пишет: Неужели то, что печатали в обычном журнале оказалось неожиданностью для авиаторов и танкистов? Берете ЕМНИП "Основы общей тактики ВВС" Теплинского 1940-го года издания и читаете, что связь с ушедшим в прорыв мехкорпусом осуществляется... нет, не по радио, а скоростными самолетами, для которых в районах действия мехкорпуса предписывается захватывать и оборудовать посадочные площадки. Еще вопросы?


Sergey-17: vlad пишет: *** что есть 'gsss' ?? *** Самому бы кто подсказал. В жаргоне коротковолновиков тех лет такого сокращения нет. По логике - паразитная модуляция по сетке лампы.

Sergey-17: Малыш пишет: *** Это положения уставов и наставлений, и никакие статьи в популряных журналах такого положения дел не изменят. *** Совершенно согласен. Это еще одно условие (после армейской системы подготовки кадров), необходимое для наличия в войсках радиосвязи. И тоже слабо связанное с радиопромышленностью. А положения и уставы не только ограничивали ее применение, но и напрямую запрещали: "В период сосредоточения войск, перегруппировки, подготовки прорыва и в обороне до начала атаки противника применение радиосредств запрещается. ... Передача по радио оперативных приказов и донесений о принятых решениях от дивизии (бригады) и выше допускается лишь при полной невозможности использовать другие средства связи и только шифром." (ПУ-39) В соответствии с Уставом 22.06.41 радиостанции в войсках были или выключены или (в лучшем случае, если соответствующий начштаба это разрешил) работали на прием. Однако, передать в дивизии и выше оперативные приказы из штаба округа по радио можно только в случае полной невозможности использовать другие средства связи. А как определить эту полную невозможность и сколько на это уйдет времени? Пока убедились, что телефонная связь нарушена, пока отправили курьеров (ночью), пока убедились что курьеры или не доехали до места или пропали по дороге - было уже поздно. Если б во флоте была аналогичная организация связи - результат 22.06 там тоже был бы другой. Возможно, нечто вроде: "Категорически запрещается выключение средств радиосвязи, входящих в состав радиосети соединения." принесло бы больше пользы. Не говоря уж о том, что постоянно работающая на прием радиостанция с опытным радистом - очень неплохое средство радиоразведки. А если их сотни? Может, и немецкая группировка была бы точнее обрисована, да и кто знает - как работали немецкие рации и что они передавали в самые последние мирные часы и в первые часы нападения. А вопрос тот-же - какие факторы определяют наличие в войсках радиосвязи. С двумя уже определились, может и еще нарисуются.

Sergey-17: vlad пишет: *** Возможно что ето как раз портило все дело в танке или самолете; *** Там разные могли быть причины. Достаточно быстро стали искать средство от микрофонного эффекта: "Детекторная лампа амортизована резиновыми трубками, причем эта амортизация оказалась настолько хорошей, что никакие удары кулаком по чемодану не могли заставить лампу звенеть." В журнале фотография ребят - их кулаки вполне заменяют "шевеление ушами и махание хвостом" у лошади. Боролись и с эффектом, через 12 лет "давившим на уши" нашим летчикам: "Дросселей в приемнике два: один в аноде первой лампы, другой между телефоном и плюсом анодной батареи. При таком дросселировании абсолютно не сказывалось влияние рук через шнур телефона." Любопытно, откуда брались рации, использовавшиеся радиолюбителями на маневрах: "Пур отпустил на постройку раций по 150 рублей на каждую (без ламп и питания) и поставил непременным условием, чтобы все шесть раций были готовы к 5 августа. 23 июля по этому поводу было созвано специальное собрание ... Мы решили строить все передвижки «не мудрствуя лукаво», а используя опыт предыдущих иксов (XAU—ARO и XEU—MSKB). Было решено делать все передвижки приблизительно одинаковыми для того, чтобы можно было закупить все нужные детали «гуртом». Чемоданы решили также заказать одинаковыми, так как мастерская обещала выполнить заказ быстрее в этом случае. Пришлось дня четыре носиться по Москве, пока закупили все, что нужно было: Особенно трудно было найти конденсаторы «Мэмза» «К-8» и медную проволоку. Конденсаторы «К-8» я насилу нашел в тресте Точной механики, но... продавец заявил мне, что больше одной штуки отпустить не может. Я ему говорю, что конденсаторы нужны не мне самому, а ЦСКВ для военных раций, и если нужно, то я ему сейчас принесу отношение из ЦСКВ. В ответ он заявил, что никакое отношение не поможет, так как у них на складе больше одной штуки нет. Решив добиться своего, я спросил: «Где тут у вас телефон, —я сейчас буду в Пур звонить», и пошел к телефону. Это моментально оказало свое действие и продавец «нашел» еще 9 конденсаторов. Медную проволоку пришлось даже купить втридорога у частника на Сухаревке, т. к. очень трудно было ее найти где-либо в другом месте. Благодаря любезности директора Дроболитейного завода т. Перфильева эта проволока была очень быстро посеребрена. Мастерская задержала изготовление чемоданов на несколько дней, так что нам на сборку осталось до 5 августа меньше недели. Несмотря на это все передвижки были закончены к сроку. Каждая передвижка обошлась не в 150, а меньше ста рублей." (Все цитаты из - "Наши SKW на маневрах", Радио всем, №22, 1929 год.) Интересно, что пятеро ребят собрали 6 раций меньше, чем за неделю, из деталей, купленных в магазинах.

kennscht: Не только до войны,да и потом тоже особо с радиосвязью не продвинулись. РС4- это ведь приёмник,или как? ЛА-5 (1943)



полная версия страницы