Форум

Секретные базы

hunter: Исследование было в приведено "Технике Молодёжи" лет 15 назад или около того, суть в том, что в 1942 году в тех краях пропало несколько наших самолётов, в том числе и Пе-3. Году кажется в 1986 кто-то из шастающих по тундре геологов нашёл фрагменты нашего самолета, о чём и сообщил авиаторам. Лётчики одного из стоявших тогда в Североморске истребительных полков заинтересовались и в свободное от службы время (договорившись об отпусках) снарядили в 1988 году экспедицию в указанный район, где и обнаружили обломки Пе-3 своего (!) полка. Этот полк в войну на тех самых Пе-3 и воевал, как раз вокруг конвоев союзнических. Установили принадлежность по номеру мотора и личным вещам погибших пилотов. Кстати, тот вылет 5 ноября 1942 года с аэродрома "Ягодник" что под Архангельском, был секретным. Экипажи были умелые, с боевым опытом. Летели парой, на борту ведущего был полковник Ф.Ф.Попов с предписанием о назначении начальником штаба ВВС КБФ. Оба самолёта тогда посчитались загадочно пропавшими. Так же нашли на обломках машины пробоины от немецкого крупнокалиберного авиационного пулемёта. А дальше просто... факт на лицо, а дальности полёта для обычного перехвата в столь глубоком нашем тылу у немцев явно не хватало, утечка информации исключалась, стало быть, разыграть выход в точку встречи фашисты тоже не могли. Командование полка провело классическое решение задачи "вычисления" вражеского аэродрома подскока, изыскало возможность провести в 1989 году авиаразведку "подозрительных квадратов" и получило аэрофотоснимок замаскированного немецкого аэродрома в районе Окулова озера. Выглядит это как вытянутый прямоугольник среди густого соснового леса, там вообще глухомань жуткая. Хоть лети бомбить либо десантников бросай... жаль только что сделано это было только 47 лет спустя. В 1942, почему-то никому такое и в голову не пришло. Впрочем, десант таки высадили, тоже из числа энтузиастов, нашли там заброшенную ВПП, покрытую пластинами рурской стали, полуразрушенные жилые помещения для личного состава и обслуживания техники. Геологи находили в тех краях бочки из под бензина со свастикой, а местные старожилы рассказывали, что около этого лесного озера охотники видали в войну немецких солдат. Кроме того, немецкую ВМБ входе войны долго искали на Новой Земле, а нашли уже после войны. Кроме того, в 25 км к югу от мыса Желания (самая северная точка Новой Земли) немецкие субмарины отстаивались, как и в губе Белушья... пока их там наши не потревожили. Была у немцев база и на Земле Франца-Иосифа, в бухте Нагурского. Так что интерес у немцев к нашему северу был вполне искренний. Кстати, в том, что они эти базы там сумели организовать прямая вина руководства СССР, заигрывали с нибелунгами, кораблики их через северный морской путь проводили, за 900 000 марок.

Ответов - 95, стр: 1 2 3 All

hunter: amyatishkin пишет: И какие именно корабли были забазированы на эту базу? Итак, прежде всего услугами этих баз пользовались субмарины, как минимум имели метеосводки, свежие разведданные и укрытие от наших охотников, а возможно и кое какие расходные материалы пополняли, хотя бы ту же самую питьевую воду. Во времена большой дружбы между СССР и гитлеровской Германией в тех районах «отметился» не только вспомогательный германский крейсер «Комет», стало быть, всякого рода разведданных у нибелунгов хватало. Транспортные же суда в тех краях хулиганят и ныне, при наличии локаторов и спутников, один «Электрон» чего стоит. Понавезти туда могли много чего, а точнее могут сказать, пожалуй, лишь германские архивы. amyatishkin пишет: Аэродром в глубине тундры базой считать нельзя, потому как на захваченной немцами территории наши в это время имели десятки, если не сотни аэродромов. Полноте, не надо «отжигов». Каких это аэродромов? Посадочных площадок у партизан? Наших аэродромов, на которых теперь базировалось люфтваффе? Брошенных при отступлении площадок, на которые можно было совершить аварийную посадку? Более или менее ровных участков местности? В районе Окулова озера, а это наш глубокий тыл, у немцев имеется полнокровный аэродром с набором наземных служб и ВПП с твёрдым покрытием. Сюда они подвозят, надо полагать по воздуху, горючее, боеприпасы и прочее потребное для жизни и боевой деятельности, здесь же у них живёт и личный состав. Здесь садятся и взлетают их истребители, вероятно и разведчики, и всё это в районе Архангельска. Отличное положение секретной базы, они просматривают наш глубокий тыл и разбойничают на наших воздушных коммуникациях. А узнали мы об этих их геройствах лишь найдя следы разбоя 46 лет спустя… что ни говори, а позорище. Особенно в плане подготовки к войне. Были бы у нас нормальные авиаразведка и ПВО в век бы немцам не сотворить такого.

K.S.N.: Может, вы заодно и немецких базах в Антарктиде расскажете?

amyatishkin: hunter пишет: Полноте, не надо «отжигов». Каких это аэродромов? Посадочных площадок у партизан? И чем вам не нравятся посадочные площадки у партизан? Вполне себе аэродромы. Кстати, если уж на то пошло - в статье в ТМ не было ничего доказательного про базирование на обнаруженную площадку истребителей. Для разведки мб и использовался - как аэродром подскока. hunter пишет: Итак, прежде всего услугами этих баз пользовались субмарины, как минимум имели метеосводки, свежие разведданные и укрытие от наших охотников, а возможно и кое какие расходные материалы пополняли, хотя бы ту же самую питьевую воду. Метеосводки, должно быть, передавались секретными метеорологами капитанам субмарин в конвертиках с надписью "после прочтения сжечь"? Вам самому-то не смешно? Метеостанция - это вообще-то не база, а как раз домик с парой чуваков из рекламы Нескафе. Свежие разведданные на секретные базы, тоже, видимо, поступали по почте в конвертиках. Питьевую воду подлодке совершенно ни к чему добывать на базах - имеющегося на срок автономки можно растянуть в разы, тем более на Севере. hunter пишет: Во времена большой дружбы между СССР и гитлеровской Германией в тех районах «отметился» не только вспомогательный германский крейсер «Комет», стало быть, всякого рода разведданных у нибелунгов хватало. "Комет" только прошел СМП, засек, мб, координаты портов и угольных станций. Чем это могло помочь немецким рейдерам в плане базирования - я не представляю. Разве что знать, от каких мест держаться подальше. hunter пишет: Транспортные же суда в тех краях хулиганят и ныне, при наличии локаторов и спутников, один «Электрон» чего стоит. А как хулиганил "Электрон"? Там вообще-то норвежская береговая охрана пиратствовала.


vlad: была немецкая метеостанция в Греенландии.. но действительно не больше 10 чел. Нащет подлодок на Земле Франца-Иосифа.. не знаю: ааа чего им там делать ? Разве что заправляться, ежли топливо уже заброшено. Правда, есть такой роман Маклина.. про остров Медвежий, куда в конце войны немцы золото вывезли на подлодке.. и спрятали в гроте; но это скорее выдумки

hunter: amyatishkin пишет: И чем вам не нравятся посадочные площадки у партизан? Вполне себе аэродромы. Вот как даже... ну чтож, смотрите: Полнокровный аэродром оборудован всеми потребными для жизни и боевой деятельности авиационной части средствами, как то ВПП, запасы топлива и боеприпасов, заправочные приспособления, ремонтные мастерские, КДП, посты ВНОС, метеостанция, аэронавигационные устройства, узел связи, стоянки для самолётов, спальные и бытовые помещения для воздушных и наземных экипажей, кухня и столовая, склады продовольствия и военно-технического имущества и прочая, прочая, прочая. Проще говоря, на аэродроме есть вся потребная для функционирования заданного числа самолётов, в течение заданного времени инфраструктура, с возможностью пополнения расходных материалов тем или иным видом транспорта. С такой точки самолёты могут полноценно действовать на весь свой боевой радиус, в эту же точку и возвращаясь, здесь же они могут заправляться, получать регламентный осмотр и мелкий ремонт. То есть выделенная группа самолётов "работает" оттуда ровно столько, сколько потребуется командованию. Именно это и было реализовано немцами под Архангельском, даже ВПП с твёрдым покрытием. Кстати, обнаружен был только один такой их аэродром, а сколько было их на самом деле - загадка ещё требующая своего разрешения. А вот пулевые пробоины на погибшем Пе-3 (весьма и весьма не плохом тяжёлом истребителе, да ещё и с опытным экипажем) свидетельствуют о том, что там был воздушный бой явно не с безобидным противником. Кто бы по вашему это мог бы быть? Мне думается, что всё ж таки Ме-109 или Ме-110. Хотя последний, против Пе-3 имея примерно равные шансы непосредственно в схватке, врядли сумел бы "пешки" догнать. Обратите внимание, немцы сумели этих "петляковых" заметить, вывести свои самолёты в рассчётную точку встречи и быстро уничтожить обоих, ибо если бы выжил хоть один, то сразу поднял бы тревогу, к тому же наши самолёты были оборудовану радиостанциями. Кстати сказать, первый же сеанс радиосвязи наших самолётов с землёю почти сразу и оборвался. А теперь приведите мне пример такой работы нешей авиации с партизанских посадочных площадок. vlad пишет: .. но действительно не больше 10 чел. Нащет подлодок на Земле Франца-Иосифа.. не знаю: ааа чего им там делать ? Разве что заправляться, ежли топливо уже заброшено. amyatishkin пишет: Метеосводки, должно быть, передавались секретными метеорологами капитанам субмарин в конвертиках с надписью "после прочтения сжечь"? Вам самому-то не смешно? Честно говоря, совсем не смешно читать такие вопросы. Вы что ни будь слыхали про пеленгаторы и методы борьбы с ними, ну хотя бы про УКВ радиостанции? Так вот, стоит германский пеленгатор на считающимся необитаемым острове в нашем тылу, да и засекает координаты наших передающих станций (в том числе транспортных и противолодочных кораблей). На этой же площадке находится и хорошая радиостанция, надёжно принимающая приказы из центра, она же может быть и ретранслятором. Здесь же метеостанция. Ну а капитан германской же субмарины (или даже рейдера) получит все эти данные по УКВ, оказавшись поблизости, да и нанесёт их на свою карту, а то ещё и подзаправится топливом, питьевой водой и свежатинкой с берега. Таким образом радиус действия субмарины окажется несколько больше, чем мы рассчитывали. Да и количество эфективных атак удивительно возрастёт. amyatishkin пишет: А как хулиганил "Электрон"? Там вообще-то норвежская береговая охрана пиратствовала. Важно то, что этот траулер таки сумел от варваров удрать, а раз так, то почему не могли к этим секретным базам пробираться окольными путями и траспорты?

K.S.N.: hunter пишет: Кстати, обнаружен был только один такой их аэродром, а сколько было их на самом деле - загадка ещё требующая своего разрешения. Из космоса, их сейчас, разумеется, не видно. Важно то, что этот траулер таки сумел от варваров удрать, а раз так, то почему не могли к этим секретным базам пробираться окольными путями и траспорты? Так он удрал, потому что его топить не собирались, а не потому, что его не заметили. И под чьим комендлванием работали эти аэродромы? Кто издавал приказы? Кто мог оставить мемуары? Вы еще про "Секретный фарватер" расскажите.

Здрагер: Про Новую Землю достаточно правдоподобно, там и сейчас можно спрятать цирк шапито со слонами, и никто не найдет. Если поставить задачу и объяснить, зачем это нужно. С Окуловым озером сложнее. Интернет дает по такому запросу ряд статей, содержание которых уже коротко пересказал коллега Хантер. Во всех сюжет с двумя пропавшими Пе-3 и т.д. Но возникают вопросы. Прежде всего настораживает привязка к озеру, находящемуся, к тому же, рядом с достаточно крупной рекой Мегрой (смотрел по десятикилометровке). Реки и озера в тех местах являются естественными путями перемещения и местами поселения местных жителей. Люди там живут, хотя и не густо. Если строить что-то секретное, то я выбрал бы место подальше от рек и озер. И почему гибель самолетов от пуль "немецких авиационных пулеметов" (кто проводил экспертизу?) однозначно связывается с истребителями противника? Не могли ли наши самолеты неудачно встретиться с немецким бомбардировщиком или разведчиком? Не могли ли самолеты просто упасть от технических неисправностей, погоды и т.д., а пулевые отметины остаться от их прежних полетов? Тогда версия тайного аэродрома не обязательна. Как я понял, особой (или хоть какой-то) активности немецких истребителей в этом районе вообще-то не отмечалось. Всего 170 км от Архангельска, и 40 км от побережья, где обязана была быть цепь наших постов НиС, не говоря уж о маяках и поморских поселках. Не пересекая береговой линии, немцы к Окулову озеру не добрались бы. И никто не замечал деловито гудящих над ними немецких транспортных самолетов, везущих на Окулово озеро по налаженной воздушной линии снабжение для целого аэродрома? А командование в Архангельске не замечало, что супостаты летят с востока, и ни один наш истребитель не погнался за ними? 170 км от Архангельска, повторяю. Даже местного секретаря райкома на ковер не вызывали строго спросить по партийной линии? А как немцы строили аэродром в тайге? Бульдозеры на парашютах сбрасывали? Добила меня "информация" о том, что "взлетная полоса была покрыта листами рурской стали" (http://www.aurahome.ru/reich10.html). Дальше читать не стал.

amyatishkin: В данный момент я вообще не верю, что это была немецкая полоса. Например, Руденко пишет про такую полосу:Осень 1944 года отмечена появлением у нас новинки — металлической взлетно-посадочной полосы. Весила она, ни много ни мало, две тысячи тонн. Чтобы перевезти ее и уложить, потребовалось две недели. На эту полосу я посадил потом две истребительные части. Чем именно немцы перебрасывали ее? Транспортными самолетами? На Ю-52 1000 с/в. На собачьих и оленьих упряжках? Гораздо вероятнее, что это наша ВВП, брошенная, например, при сокращении. М.б. и трофейная, мб. и произведенная в Германии уже после войны. hunter пишет: С такой точки самолёты могут полноценно действовать на весь свой боевой радиус, в эту же точку и возвращаясь, здесь же они могут заправляться, получать регламентный осмотр и мелкий ремонт. Они НЕ МОГУТ с такой точки полноценно действовать. Аэродром в тылу армии защищается этой армией, аэродром партизанского соединения защищается: 1)скрытностью расположения, 2) боевыми подразделениями соединения, 3) может быть брошен и построен заново в другом месте. А этот аэродром не защищен ничем, кроме скрытности. Причем, по условию, он находится в районе постояннх авиамаршрутов. Причем при тамошних метеоусловиях уровень небоевых потерь может достигать 10% - а это тоже против идеи такого аэродрома. Потому как любой потерянный немцами самолет может привести к раскрытию тайны, а любой потерянный советский - к активным поискам в близлежащих районах. А что касается сбитых Пе-3 - то более вероятно действие охотников на дальних истребителях типа Ме-110. Разумеется, с немецкой территории.

2GvShAD_Romeo: Полоса бывает и не сплошь стальной, такая полоса тяжела и неудобна. Куда как легче использовать сетчатую полосу (больше похожа на арматурную сетку, только ячейки поменьше). Гнется плохо, перевозится листами, укладывается внахлест. Она же намного менее заметна с воздуха, так как практически не нарушает естественный растительный покров площадки. Пе-3 - сам мог за себя постоять против бомбардировщика. Вот 109й или 190й - эти опасны. Пулевые отверстия от предыдущих вылетов - навряд ли, техники обязаны осмотреть каждое отверстие, оценить внутренние разрушения, отремонтировать их и заделать дырки. По хорошему - еще и закрасить и отполировать. Погибли же машины наверняка не от пуль - Пе-3 слишком прочная штука чтоб быстро его пулеметом уничтожить. Пушками конечно порвали. Не ждали их там наши, прозевали. Но вообще накой там немцам ерадром - хз. Подскок для бомберов, конвои перехватывать?

vlad: да мне кажется слухи о секретных немецких базах сильно прувеличены. Что и подтверждется в интересной заметке о немецких северних метеостанциях. Цитирую начало ..Noch Jahre nach Kriegsende geisterten phantastische Berichte über geheime deutsche Arktis-Stationen um die Welt. Atomwaffenversuche sollten dorthin ausgelagert worden sein, die Steuerung der V-Waffen wäre in den unwirtlichen Eiswüsten ausprobiert worden, und U-Boote hätten dort geheime Stützpunkte gehabt... В целом статья интерeсная: выходит что были станции не только с людьми, но и автоматически посылаюшие по радио данные измерений температуры, давления. Кроме того, было оборудовано несколько стационарних станций (с людьми) на Новой Земле, Шпицбергене. В целом статья большая, все переводить Не охота (оно нааверное и не нужно) но ежли определенний интерес появится, можно сделать: хотя языковий стиль для меня несколько непривычний- Не все понятно Почитать можно здесь, ежли не понятно, так хоть карту со станциями посмотреть http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Zusatz/Heer/Wetterstationen.htm

Здрагер: vlad пишет: ежли не понятно, так хоть карту со станциями посмотреть Это как раз про меня :) Любопытно наличие станции на Лабрадоре. Иными словами, нога немецко-фашистского захватчика вступала-таки на американский континент. vlad, переводить все не надо, один только вопрос. То, что на карте отмечено литерой S, Wetterfunkgerat See - это какие-то автономные метеобуи или суда-самоубийцы? У буев автономность долгой быть не может, аккумуляторы сядут, а судам метеонаблюдения торчать постоянно на одном месте очень опасно. Что немцы придумали?

Здрагер: vlad, вопрос снимается. Разглядел слово "автоматишен", значит, буи.

vlad: да, все правильно: метеобуи для измерений температуры и давления. Длина ок 10 м плюс антена; весь агрегат умешался в торпедной трубе. Транспортировался подлодками: срок службы ок 3 месяцев- т.е. на столько хватало батарей питания. Было несколько вариантов приборов: на море(S), на земле(L) и .. на воздушных шарах(K: Kröte-крот). Именно такой автомат и был установлен на Ламбрадоре.

vlad: кстати, они описывают любопытную историю. Летом 43 немецкая подлодка шла вокруг острова под названием Хопен, севоро-восточнее Шпицбергена. Они собирались разведать на острове хижину для метеостанции. Совершенно случайно наткнулись на несколько русских моряков выживших после бомбардировки судна "Декабрист"..в Декабре 42. Ок 30 чел команды вместе с капитаном Беляевым спаслись на лодке, и добрались до острова. Немцы нашли хижину, где осталось только четверо, вместе с врачом Надеждой Маталич. Всем вроде была оказана медицинская помощ.. НО только капитана взяли с собой на подлодке- остальные остались на острове, ибо места для них не было. Капитан Беляев присутствовал при.. потоплении сторожевого корабля возле Новой Земли, погонe, аварийние погружения. В конце концов его доставили в лагерь в норвежском Нарвике. После 7-недельного плаванья лодка получает приказ.. вернуться обратно на остров и забрать остальных. Что она и сделала: куда их привезли не говорится.. наверное Не в Мурманск. Еще чере 3 недели лодка снова идет к острову, на этот раз уже с командой для метеостанции. Дальше описывают приключения этой команды из 4 человек: борьба с белыми медведями, etc.. Ровно год они провели на острове в той же самой хижине; правда их снабжали всем необходимим самолетом. Такая история; вполне может "потянуть" на роман или киносценарий

Здрагер: Спасибо, vlad. Три месяца - достаточно много. Рентабельно. Полезное уточнение, что они фиксировали только температуру и давление. А то мое воображение уже нарисовало на буях приборы для измерения скорости и направления ветра - флюгер и вертушку. И какие мысли возникли бы в голове не знающего об этих буях моряка при обнаружении такого прибора, торчащего из воды посреди моря ... :)

hunter: K.S.N. пишет: И под чьим комендлванием работали эти аэродромы? Кто издавал приказы? Кто мог оставить мемуары? K.S.N., а вы ничего про радио не слыхали? Здрагер пишет: Прежде всего настораживает привязка к озеру, находящемуся, к тому же, рядом с достаточно крупной рекой Мегрой (смотрел по десятикилометровке). Реки и озера в тех местах являются естественными путями перемещения и местами поселения местных жителей. Люди там живут, хотя и не густо. Если строить что-то секретное, то я выбрал бы место подальше от рек и озер. Ну это просто, река и озеро - это замечательный естественный ориентир, особенно важный для одноместного самолёта. Опять таки, на севере особо не пошикуешь, где хорошо селиться поморам, там и варварам худо не будет. Всё логично. Здрагер пишет: Не могли ли наши самолеты неудачно встретиться с немецким бомбардировщиком или разведчиком? Врядли, перехват разведчиков без команды локатора вообще штука тонкая, а тут был секретный вылет, то есть 2 Пе-3 выполняли спецзадание по переброске большого начальника в Североморск, то есть они сами прятались от всего и вся, где уж там за разведчиками гоняться. amyatishkin пишет: А что касается сбитых Пе-3 - то более вероятно действие охотников на дальних истребителях типа Ме-110. Разумеется, с немецкой территории. Нет, слишком далеко, опять таки Пе-3 и Ме-110 слишком близки по своим ЛТД, в истории ВМВ было несколько драк между ними, результат потерь близок к 1:1. Кстати, драки эти как раз в тех широтах и были, только западнее. Здрагер пишет: Не пересекая береговой линии, немцы к Окулову озеру не добрались бы. И никто не замечал деловито гудящих над ними немецких транспортных самолетов, везущих на Окулово озеро по налаженной воздушной линии снабжение для целого аэродрома? Ну со 170 км самолёт может заметить разве что хороший локатор, либо те же самые пеленгаторы, только они должны быть разнесены на достаточное расстояние, а самолёт должен передавать что ни будь по радио. К тому же, 170 км это порядка 30 минут лётного времени в тогдашних маршевых скоростях, а пёхом да по воде дней 10 в один конец будет, а то и поболее. Связь же телефонную тянуть в каждый таёжный посёлок... это и в 1970-е годы не очень то охотно делали. Опять же, на 170 километрах уже и радиоканал надо организовывать по всем правилам, в безлюдные то районы, а оно было типа надо? Так что используя предвоенное наплевательство на ПВО в СССР, немцы полне могди иметь "коридор" для своих транспортников, тем паче если бОльшая часть маршрута проходила над морем. Истребители же обычно концентрируются ближе к ЛБС, в море же без большой надобности не суются. Кстати, ночью у нас вообще было открытое небо - летай кто хочет, делай что хочешь. Понятно, что сидел там у нибелунгов не полк, на такие площадки обычно выводят эскадрилью, то бишь 8-12 самолётов, а то и меньше, такую банду вполне можно "прокормить" и по воздуху. 2GvShAD_Romeo пишет: Но вообще накой там немцам ерадром - хз. Подскок для бомберов, конвои перехватывать? Ситуация аналогична бывшей в районе немецкой авиатрассы Севастополь - Одесса (Констанца) в период с ноября 1943 по май 1944 года. Покрышкин изначально ходил на "охоту" из Асканья-Нова, а потом нашёл площадку в низовьях Днепра, правда посадили туда уже не 16ГИАП, но 9ГИАП (постоянно путаю номера Шестаковских полков, если навскидку ошибся - поправьте), тот самый в котором служили Лавриненков, Алелюхин, Аметхан-Султан. Цели и задачи аналогичны. Здрагер пишет: А как немцы строили аэродром в тайге? Бульдозеры на парашютах сбрасывали? Ну америкосы то такими вещами занимались, кажется в районе Филипин, в 1944 году. Там вообще всё по воздуху доставлялось, не только лётчикам но и сухопутам.

vlad: Здрагер пишет: И какие мысли возникли бы в голове не знающего об этих буях моряка при обнаружении такого прибора, торчащего из воды посреди моря .. а мне вот что подумалось: ежли ОНО плавало, да еще с 9-м антенной, так почему не измерять скорость того же течения. И довольно просто: с помощью 2 электродов плюс магнитное поле земли, учитывая некую проводимость морской воды. Кнечно эл. схема регистрации "сугубых микровольт" становится Не тривиальной, но вполне реализуемой, даже по тогдашней електронике. Я человек далекий от метереологии, но в гидродинаке кое-что смыслю не знаю насколько полезной является инфа о скорости океанского течения для прогноза погоды.. но по-моему весьма Не лишней !

vlad: hunter пишет: Ну со 170 км самолёт может заметить разве что хороший локатор, либо те же самые пеленгаторы, только они должны быть разнесены на достаточное расстояние, а самолёт должен передавать что ни будь по радио ну по звуку- а как еще ? На всех ведь радаров не напасешси.. Потом сельсоветы наверняка были со связью.. иначе я б сильно удивился

amyatishkin: hunter пишет: Нет, слишком далеко, опять таки Пе-3 и Ме-110 слишком близки по своим ЛТД, в истории ВМВ было несколько драк между ними, результат потерь близок к 1:1. Кстати, драки эти как раз в тех широтах и были, только западнее. При чем здесь драки? Если это были охотники - они подловили зевнувшие экипажи и все. Если бы что-то пошло не так - смотались бы. hunter пишет: Ну америкосы то такими вещами занимались, кажется в районе Филипин, в 1944 году. Там вообще всё по воздуху доставлялось, не только лётчикам но и сухопутам. В данном случае доставка по воздуху металлической ВПП обошлась бы в несколько сотен рейсов немецких транспортников. Не считая снабжения аэродрома и перевозки л/с. Возможно, это обошлось бы также в несколько десятков потерянных от погодных условий транспортников. Не раскрыта тема приземления этих самолетов среди густого соснового леса, там вообще глухомань жуткая. Если приземлялись поблизости - как завозили в лес? ЗЫ. Во время войны все вылеты являются секретными.

K.S.N.: hunter пишет: K.S.N., а вы ничего про радио не слыхали? Какое отношение это имеет к заданным вопросам?Или это именно радио принимало решение о создании этой полосы, обеспечивало снабжение? Сольно на это разных бумаг нужно было и сколько народу принимало участие? И никто никаких упоминаний не оставил? Врядли, перехват разведчиков без команды локатора вообще штука тонкая, а тут был секретный вылет, то есть 2 Пе-3 выполняли спецзадание по переброске большого начальника в Североморск, то есть они сами прятались от всего и вся, где уж там за разведчиками гоняться. Личность "большого начальника" известна?

amyatishkin: Текст статьи из "Т-М", фото аэродрома. http://vif2ne.ru/nvi/forum/2/co/94494.htm

vlad: немного уточнений по статье в ТМ. цитата: ..С этой целью в 1942 году в бухте Кембридж (Нагурского) на Земле Франца-Иосифа создали секретную базу. «Немецкие подводные лодки заряжали здесь аккумуляторные батареи, получали последние разведывательные данные.. В Cambridge Bay была только метеостанция, что конечно не мешает подлодкам при случае зайти и подзарядится от дизеля.. НО станция просуществовала с августа 43 до октября 44. Кстати, веселая история произошла с командой этой станции. Они нажрались медвежатины.. ну и отравились, причем так что потребовался доктор. Им его привезли на FW- 200: при посадке самолет зацепися за торосы.. и поломал шасси. Пришлось вызывать второй, он сбросил запасные шасси. Короче как-то там они починились и 11 июля 44 вся группа на самолете улетела. Потом еще оборудование приходила снимать подлодка. и eщe: .."Кроме того, в 25 км к югу от мыса Желания (самая северная точка Новой Земли. — И. Б.) фашистские подводные лодки отстаивались..." по карте вермахтоведов там был всего лишь автоматический метео-пункт "наземного базирования"

Michail Tz: vlad пишет: Они нажрались медвежатины.. ну и отравились Ага. Не знали, злодеи, что печень белого медведя содержит витамин А в совершенно запредельных дозах, что послужило без шуток причиной гибели не одной полярной экспедиции. А не фиг краснокнижные виды в пищу употреблять

Здрагер: amyatishkin пишет: фото аэродрома Сильно удивился на фото. За сорок лет елками не заросло? Имхо, Т-М показала нам колхозный покос. Или там крупповская сталь под травой? Ну-ну, копайте глубже. Поищите "ВПП, запасы топлива и боеприпасов, заправочные приспособления, ремонтные мастерские, КДП, посты ВНОС, метеостанция, аэронавигационные устройства, узел связи, стоянки для самолётов, спальные и бытовые помещения для воздушных и наземных экипажей, кухня и столовая, склады продовольствия и военно-технического имущества и прочая, прочая, прочая." hunter пишет: тут был секретный вылет, то есть 2 Пе-3 выполняли спецзадание по переброске большого начальника в Североморск, то есть они сами прятались от всего и вся Не усложняйте. "Полковник Ф.Ф.Попов с предписанием о назначении начальником штаба ВВС КБФ" - не такой уж маршал Жуков, чтоб все шпионы Германии за ним охотились. Кроме того, Хантер, в приводимых текстах столько несуразиц, что все отметить просто лень. Например, "с предписанием о назначении" вылетают обычно к новому месту службы. А КБФ находится не к северу от Архангельска, а в противоположном направлении. Не знаю, кто здесь и в чем ошибается, но ошибка очевидно присутствует. Хотите еще? "Так неужели у немцев на нашей территории был «аэродром подскока»? Ничем иным объяснить гибель «пешек» не представлялось возможным." Согласитесь, что ВОЗМОЖНО объяснить и другими причинами. Некоторые приводились выше. hunter пишет: тем паче если бОльшая часть маршрута проходила над морем. Согласен, но это означает и то, что немецким самолетам пришлось бы дважды пересекать береговую линию. На берегах Белого моря, как я отмечал, были посты НиС, маяки и рыбацкие поселки. Отдельные вылеты могли остаться незамеченными, но регулярной тайной линии быть не могло. Отметим, что Окулово озеро находится не просто вблизи побережья, а у побережья именно Горла Белого моря, самого узкого места для мореплавания на театре, и, следовательно, самого привлекательного для немцев и самого охраняемого для нас. hunter пишет: Ну это просто, река и озеро - это замечательный естественный ориентир, особенно важный для одноместного самолёта. Опять таки, на севере особо не пошикуешь, где хорошо селиться поморам, там и варварам худо не будет. Всё логично. Логично, может быть, только глядя из далека по карте крупного масштаба. Городов не отмечено - кажется, что пустыня. Но это не так. Люди там живут. Мне доводилось путешествовать в тех местах. Не у Окулова озера, правда, но еще глухоманистей, у границ Ненецкого округа. Люди живут везде, редкий день не встретишь человека. На реке, естественно, но на фото отчетливо видна именно река, Мегра, как я полагаю. Более того, в слабонаселенных местах еще труднее остаться незамеченным. Весть даже о нашей скромной и тихой байдарочной компании разнеслась по всей реке со скоростью моторной лодки, и люди встречные здоровались и обсуждали наш поход в деталях. Все новое в глухомани привлекает внимание, поэтому я уверен, что садящиеся в одном месте самолеты были бы там так же заметны, как Руст на Красной площади. Только уже по этой причине версия о немецком аэродроме - утка.

Michail Tz: Здрагер пишет: За сорок лет елками не заросло? Елки не смогли пробиться через рурскую сталь... На самом деле прекрасно себя чувствовали грунтовые аэродромы. И судя по тому, что я видел на Кайте, полосу грунтового аэродрома поливали отработкой, или чем-то вроде. Там до сих пор трава не очень-то растет. Идея же секретной базы с ВПП из рурской стали - это круто. Я теряюсь в догадках. Мне рассказывали о зимних немецких аэродромах в Карелии в нашем тылу. Но там все было проще: замерзшее озеро, избушка для экипажа/охраны, один Ю-87 и выдвинутый к железной дороге радист, который сообщал о движении поезда. И никакого моря, разумеется: вся жизнь там к морю и привязана. Здрагер пишет: в приводимых текстах столько несуразиц, что все отметить просто лень. А тут Вы настолько правы... Лично я так и сижу, читаю - что-либо объяснять совершенно не хочется.

vlad: Здрагер пишет: А КБФ находится не к северу от Архангельска, а в противоположном направлении. да, действительно: журналисты могли бы "тщательнее быть"

hunter: Здрагер пишет: Не усложняйте. "Полковник Ф.Ф.Попов с предписанием о назначении начальником штаба ВВС КБФ" - не такой уж маршал Жуков, чтоб все шпионы Германии за ним охотились. я уверен, что садящиеся в одном месте самолеты были бы там так же заметны, как Руст на Красной площади. Только уже по этой причине версия о немецком аэродроме - утка. Читайте внимательнее, он чай ещё занимаемую должность на момент старт а не сдал ещё, стало быть его вылет в Североморск был абсолютно логичен. Как минимум дОлжно было передать дела приемнику. Что немцы за ним персонально не охотились - это сомнения не вызывает, однако ни чуть не снижает и режима скрытности того вылета пары Пе-3. К тому же пулевые пробоины тоже сами собою не являются. amyatishkin пишет: В данном случае доставка по воздуху металлической ВПП обошлась бы в несколько сотен рейсов немецких транспортников. Не считая снабжения аэродрома и перевозки л/с. Аэродромы с металлическими ВПП кто только не делал, вон хоть теже самыя японцы на Курилах, так до сих пор полосы эти и стоят. Понятно, что строили их там морячки, вернее сказать доставляли всё кораблём. vlad пишет: .."Кроме того, в 25 км к югу от мыса Желания (самая северная точка Новой Земли. — И. Б.) фашистские подводные лодки отстаивались..." Собственно, термин "отстаивались" возможно понимать по разному, лично мне почему то думается про некое, достаточно укромное, место в котором можно тихо переждать "шухер" после очередной атаки, либо шторм, не более того. vlad пишет: ну по звуку- а как еще ? На всех ведь радаров не напасешси.. Потом сельсоветы наверняка были со связью.. иначе я б сильно удивился Здрагер пишет: На берегах Белого моря, как я отмечал, были посты НиС, маяки и рыбацкие поселки. Отдельные вылеты могли остаться незамеченными, но регулярной тайной линии быть не могло. Отметим, что Окулово озеро находится не просто вблизи побережья, а у побережья именно Горла Белого моря, самого узкого места для мореплавания на театре, и, следовательно, самого привлекательного для немцев и самого охраняемого для нас. Ну сельсовет бывает где есть сельское хозяйство, там же промысловики - охотники, кого в армию не призвали. Связь же должна была бы быть там, куда они приносили свою добычу на продажу, а это могли быть и плавбазы, 1 раз в год приходящие из обжитых мест. Итак, вот ключевой момент, были ли у нас тогда там посты ВНОС, а если да, то сколь густа была их сеть. То есть нужно описание нашей системы ПВО на том участке советско-германского фронта, особенно в районе Архангельска и Мурманска. Вообще же говоря, как мне помнится, в приполярье и заполярье и сплошной линии фронта то не было, ввиду суровости климата и особенностей рельефа, а были населённые пункты под нашим либо вражеским контролем. В районе же горловины Белого моря нибелунгов запросто могли и не ждать вовсе.

Michail Tz: hunter пишет: они приносили свою добычу на продажу, а это могли быть и плавбазы, 1 раз в год приходящие из обжитых мест. Не могу. Какие к свиньям плавбазы - там везде стояли фактории. Сельсовет бывает там, где бывает село и советская власть. Промысловики-охотники там встречаются в единичных количествах, основное занятие населения - рыбный промысел. В колхозах. Жили в деревнях, как и триста лет назад, так и сейчас живут. В любой деревне к тому моменту связь была: по Мурманской области идут телефонные воздушные линии, протянутые в 20-х - 30-х годах еще на царских материалах. На изоляторах двуглавые орлы. В районе Горла Белого моря, равно как и по всему Баренцевоморскому побережью немцев ждали так, что везде нарыли окопов и настроили ДОТов. Могу проиллюстрировать фотографиями. Более того, их ждали и в районе Кандалакшскогозалива - причем с моря, по какому поводу в заливе понаставили совершенно немеряное количество мин, единственными жертвами которых стало несколько наших транспортов. Сплошной линии фронта действительно не было, поскольку все равно есть три дороги, вокруг которых строились все операции. В стороны от дороги фронт расходился километров по 10 - 15 в каждую сторону - вне же дорог передвижение войск фактически невозможно в силу тех самых особенностей рельефа. Ом мани падме хум.

hunter: Michail Tz пишет: В любой деревне к тому моменту связь была: по Мурманской области идут телефонные воздушные линии, протянутые в 20-х - 30-х годах еще на царских материалах. На изоляторах двуглавые орлы. А годы в 1970-х не бывали в районе Мурманска, Аппатит, Оленегорска, озера Иманда? Там и тогда глухомань была, что мало не покажется. Только не забывайте и того, что к Мурманску тянется ж/д ветка, которую финнам так и не удалось перехватить, там собственно основные сражения и шли, а место гибели наших самолётов находится несколько восточнее. В прочем, факт наличия интересов германского командования к нашему северу и наличия всякого рода засекреченых баз уже сомнения не вызывает, этого достаточно.

amyatishkin: По опросу, проведенному на Авиационно-Историческом Форуме: 1) Если бы был аэродром с истребителями, то немцы его бы описывали в эпических сказаниях. Сказаний и документов о базировании нет. 2) Если бы любой истребитель сбил два советских двухмоторных истребителя (или бомбардировщика) в такой глубине, то это было бы зафиксировано в немецких документах. 3) Наиболее вероятны: атака дальних истребителей, бой с разведчиком, от огня своего самолета. 4) В этот день у немцев при посадке разбился Ю-88.

Michail Tz: hunter 1. Я, видите ли, там работаю с 1991 года. В том числе (так уж случилось) занимался историей природопользования - и в частности, природопользования ХХ века. Мало-мало немножко в курсАх. Телефонная линия описываемой конструкции шла даже к селу Поной, не говоря о Мурманске. Города Апатиты в войну не существовало, равно как и Оленегорска. Зато были мелкие населенные пункты, в которые преобразовались саамские погосты, временные стоянки саамских оленеводов, которые в те времена на западе области не перешли окончательно к оседлой жизни, некоторое количество видимо как раз постов ВНОС и метеостанций (иначе эти развалины, датируемые мною как раз военным временем я обозвать не могу). В общем, как это ни смешно, человека там можно было встретить чаще, нежели в 70-е годы. Восточнее все еще интереснее: там оленеводство сохранилось до сих пор - и что оленьи пастухи проглядели цельный аэродром - сие есть явление совершенно невероятное. Они, доложу я Вам, кострище незнакомое находят и вычисляют, кто это мог тут пройти (и не они одни, заметим между прочим). Так что хотите искать тайные базы - ищите на необитаемых островах, удаленных от материка и имеющих достаточную площадь. Новая Земля подойдет. Либо в Северной Карелии, в Прибеломорской низменности - там по слухам подобное бывало - в виде зимних аэродромов подскока. Там места на удивление более глухие. * * * Необходимое добавление: все вышеприведенные мои филиппики относятся к Мурманской области. Про Архангельскую. у меня столь точных сведений нет... Хотя надо глянуть, что есть. hunter пишет: которую финнам так и не удалось перехватить, Немцам. Финны вели самостоятельные действия только в Южной и не помню насчет Средней Карелии, на севере же их войска выступали как вспомогательные и действовали под немецким командованием. Ветка же на Мурманск моновариантно идет только севернее Беломорска (в котором развилка) - потому взятие финнами Петрозаводска и не прервало транспортную связь Мурманска со страной.

2GvShAD_Romeo: amyatishkin пишет: 2) Если бы любой истребитель сбил два советских двухмоторных истребителя (или бомбардировщика) в такой глубине, то это было бы зафиксировано в немецких документах. Вопрос принадлежности истребителя к конкретной эскадре, а также вопрос в каком ведомстве искать оные документы остаются открытыми. Видимо, по причине пункта 1).

Илтис: amyatishkin пишет: Не раскрыта тема приземления этих самолетов Штурмовая группа "Пень" под командованием гауптмана (уже) Витцига, сброшенная на парашютах. В контейнерах заместо личного оружия и взрывчатки - топоры, двуручные пилы и лопаты... А чо? Месяца за полтора справятся. Если, конечно, до это достаточно тренировались на предмет корчевки и земляных работ. Самое оно для ребят дяди Штудента.

amyatishkin: Илтис пишет: В контейнерах заместо личного оружия и взрывчатки - топоры, двуручные пилы и лопаты... Ага. И еще трактор для удаления пеньков.

hunter: amyatishkin пишет: 3) Наиболее вероятны: атака дальних истребителей, бой с разведчиком, от огня своего самолета. Ну да, дескать ведомый расстрелял ведущего и к супостату стопы своя направил, благо дальность у Пе-3 приличная... потому то его обломков и не нашли. В прочем, совсем исключить такое тоже невозможно... Кстати, один Пе-3 даже стоял на вооружении у финнов , до нашей бомбёжки их аэродрома в 1944 году. Был очень высоко оценён экпертами люфтваффе. А вот как этот бедолага залетел на вражью территорию история вроде как широко не распространяется. Илтис пишет: Штурмовая группа "Пень" под командованием гауптмана (уже) Витцига, сброшенная на парашютах. В контейнерах заместо личного оружия и взрывчатки - топоры, двуручные пилы и лопаты... А чо? Месяца за полтора справятся. Если, конечно, до это достаточно тренировались на предмет корчевки и земляных работ. Самое оно для ребят дяди Штудента. Повторяю, именно это янки с британами и делали в джунглях, на Филлипинских кажется островах. Выбирали подходящее место по карте и высаживали туда с парашутами сапёров, как только те вырубят достаточную для посадки транспортного самолёта площадку - сразу подвозили им мини бульдозеры. После на эти аэродромы прилетали "мустанги" и "спитфайеры", тем самым японцам устраивался весьма приятный сюрприз там, где они его и не чаяли получить. Господство в воздухе, разумеется, было за янки. Но и немцы в 1941-42 годах очень то уж сильно пожаловаться на наши истребители тоже не могли, а вот за оленями на самолётах гоняли, по крайней мере в 1941 году. Собственно и наши комдивы тоже не брезговали выброской с парашутом команд для подготовки посадочных площадок, особенно в ходе больших наступлений 1944-45 годов. Кстати, раз здесь оказались упоминания про авиационно-исторические форумы, что нибелунги думали про факты исчезновения Ю-52 на трассе Одесса-Севастополь в ноябре 1943 года? Как скоро до них дошло что это дело рук наших "охотников" и как долго они искали наш уже аэродром подскока?

hunter: Да простят мне модераторы пространную выдержку… Лавриненков Василий Дмитриевич пишет в книге «Возвращение в небо» начиная со 168 по 173 страницы. … Нам было известно, что транспортники могли взлетать только с бетонированных полос аэродромов Одессы, Николаева, Румынии. Зато трассы «юнкерсов» и «хейнкелей» углублялись далеко в акватории. По этому поводу Покрышкин произнес тогда фразу, ставшую у нас крылатой: «Над морем «юнкерса» не собьешь, если будешь одной рукой держаться за ручку управления самолетом, а другой за берег». Вот почему прославленный ас призывал летчиков отважно заходить далеко в море. Смельчаков у нас хватало. Однако для того чтобы проникать глубоко в акваторию, самолеты должны были базироваться вблизи моря. Иначе говоря, необходимо было найти аэродром или площадку прямо на побережье. … После встречи нового, 1944 года в небольшом приднепровском хуторе Солодкой наш 9-й гвардейский полк выдвинул свой авиапост к самому морю, на Килигейские хутора. Не нахожу я теперь на современных картах такого географического названия, и от этого немного грустно. Оно сохранилось в памяти фронтовиков! Килигейские хутора! Совхоз «Килигейский» — это ведь история! Первой вылетела на площадку у моря эскадрилья. Алелюхина. … Эскадрилья Алелюхина очутилась далеко от нас. Связи с ней не было. Лишь изредка прилетал По-2. … С аэродрома хорошо было видно мрачное зимнее море. Посреди ровной, как стол, местности, торчало шесть истерзанных непогодой строений. В них жило несколько семей — женщины и дети. В одном сооружении помещалась комендатура батальона обслуживания, еще одно отвели нам, восьми летчикам и восьми техникам. Старые, осевшие капониры и некоторые маскировочные средства, привезенные командой, скрывали наши «аэрокобры» от вражеской воздушной разведки. … Уже на следующий день я повел четверку в район Одессы, чтобы затем ознакомить эскадрилью с будущим районом боевых действий. … Приближение самолетов с востока, вероятно, зафиксировали радиолокаторы. Мы догадались об этом потому, что на довольно большом расстоянии от порта путь нам преградила сплошная завеса огня. И все же мы прорвались в Одессу. … Темные кварталы Одессы остались справа, мы обогнули ее по большому кругу и снова Оказались над морем. Вдоль берега бежала дорога, о которой мы уже знали из донесений Алелюхина. Для нашей четверки и всей эскадрильи она представляла большой интерес. … Многие оккупанты в тот день не добрались до переднего края. А мы, снизившись над широким лиманом, ушли к морю. Вскоре показались очертания острова Довгого, уже запомнившиеся нам, и, увидев его, мы обрадовались: от острова до Килигейских хуторов — рукой подать... … На карте, лежавшей в планшете у каждого из нас, вскоре словно бы ожили конкретные ориентиры. Теперь мы точно знали, что и где можем встретить на дорогах, какие самолеты противника стоят на аэродромах, сколько зенитных пушек защищают тот или иной объект. Линия соприкосновения советских и вражеских войск проходила по дельте Днепра, разлившегося здесь на рукава и плавни. Над ней тоже можно было летать без помех. Главная забота в этой ситуации заключалась не в том, как найти объект для штурмовки, а в том, как незамеченными подкрасться к объекту, как уничтожить его и вернуться на свой аэродром. Однажды я полетел на охоту вдвоем с Плотниковым. Легкие, жиденькие тучки неслись навстречу, мы ныряли в них, как в морскую пену, просматривали землю, искали что-либо достойное внимания. — Вижу самолет! — вдруг услышал я возбужденный голос Плотникова. \171\ Осмотрелся вокруг — только рваные облака. Ведомый снова сообщил, что видит самолет, на этот раз уточнив: «Юнкерс-52». Я посмотрел вниз и там, на земле, заметил тень большого «юнкерса». Да, зоркий у меня напарник, безошибочно находит в воздухе чужака! Транспортного «юнкерса» я расстрелял с одного захода. Он упал, немного не дотянув до николаевского аэродрома. Но для нас самым важным было не это, главное заключалось в том, что мы нащупали трассу и в дальнейшем подкараулили на ней еще несколько транспортных самолетов. Сгоревшие автомашины, взорванные паровозы, обломки самолетов — все это всполошило гитлеровцев. Начали искать советский аэродром. Но им никак не удавалось засечь, откуда мы взлетаем и где садимся. Поэтому в районе нашей базы ежедневно стала появляться зловещая «рама». Фотоснимок, сделанный с ее борта, мог «схватить» капониры, в которых нетрудно было разглядеть самолеты. Выход был один — сбить проклятущую «раму»!

hunter: А тут и случай пошел нам навстречу. Возвращаясь однажды из Николаева, мы по дороге к Херсону уничтожили несколько автомашин, подожгли автоцистерну и уже взяли было направление на Голую Пристань. Вдруг навстречу — две пары «мессершмиттов». Как не обрадоваться такой оказии! Давненько не сталкивались мы с немецкими истребителями, а потягаться с ними в бою у нас, как говорится, чесались руки. Только пошли на сближение, как Плотников возбужденно передал: — «Рама»! Я тоже сразу увидел ее и так разволновался, что ладони стали влажными от пота: в памяти еще было свежо тяжелое воспоминание о подобной встрече, которая так трагически закончилась для меня. Неудержимый боевой азарт охватил все существо, но чувство настороженности не покидало меня. Я знал, что на сей раз буду действовать более осмотрительно. Подав команду товарищам атаковать «мессершмиттов», я напал на разведчика. Самым главным в поединке с «рамой» было разгадать ее маневр (это я запомнил на всю жизнь!), а уже потом пикировать на нее. Очередь моего пулемета пришлась по обоим фюзеляжам «рамы», она потеряла управление и упала возле Голой Пристани. Неподалеку от нее вскоре взорвался один из «мессершмиттов», подбитый моими товарищами. Этот воздушный бой, по всей вероятности, отбил у гитлеровцев охоту появляться над плавнями в низовьях Днепра. Мы стали полными хозяевами этого района, но подходить к вражеским аэродромам было все же рискованно — немецкие зенитчики зорко следили за небом. …. Глядя на немецкого пилота, я вспоминал свое пребывание в плену. Наш пленник чувствовал себя с нами, наверное, лучше, чем я в окружении фашистов на аэродроме в Сталино. Ему здесь ничто не угрожало, и он вряд ли думал о побеге. Связной гитлеровского штаба, он летел из Констанцы в Евпаторию, но его занесло к нам сильным ветром. Мы без труда узнали от пленного, что по этому маршруту ежедневно летают Ю-52 и ходят морские транспорты. Но это больше интересовало Амет-Хана, чем меня: Морозов уже предупредил, что нам предстоит вернуться в полк. это уже ближе к 8.3.1944

amyatishkin: hunter У меня наверно плохое зрение, покажите пальцем, где написано, что Покрышин & Ко летали с аэродома, находящегося на немецкой территории.

анватыч: и с аэродрома в тундре

vlad: хорошо бы еще в тундре, а то почти тайга. Как пишет Илтис: операция "Пень"



полная версия страницы