Форум » 1939-1945 » Финляндия и США. » Ответить

Финляндия и США.

keks11: В одной из тем про советско-финские отношения поднимался вопрос о политическом давлении на Финляндию со стороны США, которое заставило умерить активность финнов в своих действиях на территории СССР. В основном это касалось двух тем: наступление на Ленинград и Мурманская железная дорога. Ниже привожу дайджест документов по данному вопросу: "...Правительство США сегодня официально уведомило Финляндию, что её война против СССР с угрозой линии поставок Мурманск-Москва является "вредной для интересов Соединённых Штатов" (The New York Times. November 26, 1941, Page 6) "...Политические причины запрещали финнам сражаться в районе Ленинграда. Ведение войны всё-таки не позволяло полностью отказаться там от боевых действий. Нужно было, с одной стороны, отражать рост мощи Красной Армии на Карельском перешейке или на его флангах, но, с другой стороны препятствовать привлечению внимания к действиям в ленинградском районе..." (М. Йокипии, О. Маннинен "Ленинградская блокада. Цели Германии и Финляндии" c.94) "...Совместным финско-немецким операциям часто мешал тот факт, что финские политические цели не совпадали с немецкими. Действительно, военные решения Маннергейма зависели от финских политиков и от международной политики. Эти влияния на военную стратегию в наибольшей мере повлияли на решение двух главных задач товарищей по оружию: битве за Ленинград и попытке перерезать Мурманскую железную дорогу..." (Collaboration Between Germany and Her Allies During World War Part II II. By Generalmajor Burkhart Mueller-Hillebrand and Others. p.107) "...В ноябре 1941 года, США через своих представителей в Хельсинки, начали оказывать мощное политическое давление на Финляндию... ...В виду военной и политической ситуации, Маннергейм отказывал немцам в сотрудничестве в основных операциях и был склонен выйти из "плана Рованиеми" о атаке в марте 1942 года на Мурманскую железную дорогу. На сделанный Маннергеймом выбор повлияло давление США..." (Collaboration Between Germany and Her Allies During World War Part II II. By Generalmajor Burkhart Mueller-Hillebrand and Others. p.111) "...В начале февраля на повестку дня вновь встал вязкий спорный вопрос о Мурманской железной дороге. Несколько раньше генерал горных егерей Дитл был назначен командующим немецкими войсками в Лапландии, которые сейчас были сведены в 20-ю горную армию со штабом в Рованиеми. Во время встречи со мной генерал Дитл настойчиво пытался добиться решения о проведении совместной операции, в результате которой финская армия должна была бы захватить город Сороку на берегу Белого моря. Но это было лишь мечтой, которую я был вынужден отвергнуть. Прошло несколько дней, и я получил письмо генерал-фельдмаршала Кейтеля, в котором тот опять повторил это предложение и одновременно сообщил, что для поддержки операции будет выделено большое количество самолетов. Мое отрицательное отношение к предложению Кейтеля базировалось на том, что я считал его опасным как с военной, так и с политической точки зрения. Хотя я полагал, что возможности перерезать мурманскую дорогу существуют - например, в каком-нибудь пункте южнее Сороки, - все же такая операция стала бы для нас прологом заведомо проигрышного сражения. Русские, несомненно, приложили бы все силы для восстановления перевозок через Мурманск, а немцы не смогли бы оказать нам эффективной помощи, ибо их базы находились далеко [413] отсюда. Моя позиция относительно предложения немцев об участии наших войск в операциях против Мурманской железной дороги оставалась отрицательной, и об этом, приехав в Хельсинки, я сообщил президенту Рюти. После того как президент сказал, что он придерживается того же мнения, я послал генерал-фельдмаршалу Кейтелю письмо с отрицательным ответом..." (Маннергейм К.Г. Мемуары. — М.: Вагриус, 1999.) "...Влияния,ограничивающие Финляндию имели внутренние политические причины (согласно общественному мнению Финляндии, финны возможно и были готовы вести оборонительную войну в интересах существования Финляндии, но не желали биться в интересах Германии и быть втянутыми в войну с великими странами), а также внешние политические причины (финское правительство ни при каких обстоятельствах не желало быть вовлечённым в войну с США...) Так же, как битва за Ленинград, другая большая стратегическая миссия на финско-карельском участке войны- наступление на Мурманскую железную дорогу, оказалась в тени политических соображений. Основным здесь было, касающееся внешней политики и беспокойство, связанное с декларацией США обьявить войну..." (OKW, A Critical Organization Study, 1938-45, Part 1 Vols. I-IV. By General der Gebirgstruppen August Winter and others. p.45) "...Политическое сопротивление немецко-финнской атаке на Мурманскую железную дорогу возможно и было бы преодолено, но отношение к этому США вероятно перетянуло чашу весов. Маннергейм хитро отклонил немецкие требования о участии в атаке на железную дорогу, сделав контр-требование, чтобы перегруппировка в районе Ленинграда сначала была сделана немцами, чтобы освободить финскую армию в Карелии для наступления на Мурманскую ж.д. и уменьшить финский южный фронт на реке Свирь, который он считал в опасности. Это был замкнутый круг, который немцы разорвать не могли. Контр-предложения не могли быть одобрены. Главнокомандование хотело взять Ленинград вместе с финнами, но финны с Ленинградом ничего делать не хотели. ОКВ настаивало на совместной атаке на Мурманскую железную дорогу, а Маннергейм требовал, чтобы сначала Ленинград был взят немцами, а Гр.А."Север" помогла финнам в районе Свири..." (OKW, A Critical Organization Study, 1938-45, Part 1 Vols. I-IV. By General der Gebirgstruppen August Winter and others. p.46)

Ответов - 0



полная версия страницы