Форум » 1939-1945 » Кто проектировал предприятия в эпоху первых пятилеток. » Ответить

Кто проектировал предприятия в эпоху первых пятилеток.

Atonh: С волнением начинаю новую тему, давно меня интересующую. В годы первых пятилеток была создана тяжелая индустрия: крупные промышленные предприятия, предприятия первичной переработки ресурсов, электростанции и другие. Общее количество вновь созданных предприятий было велико, по сегодняшним меркам немыслимо велико. Ради создания и оснащения этих предприятий СССР жертвовал многим: музейными ценностями, продовольствием, ресурсами, свободой людей. Безусловно, это были именно жертвы. а не чистый и безопасный бизнес. После событий 1917 г. состоялся массовый исход технической и иной интеллигенции из России. Утечка носителей знаний и умений была большой. Нехватка квалифицированных кадров отмечалась повсеместно. Предлагаю всем вместе тщательно разобрать тему: какие именно организации проектировали крупные предприятия в эпоху первых пятилеток. Откуда взялись кадры конструкторов и технологов? Кто изготавливал оборудования для этих предприятий. Кто поставлял и монтировал его? Кто обучал персонал работать на нем? Претендентов на проектирование существует несколько. В частности большое внимание уделяют вкладу Альберта Канаhttp://www.rusamny.com/385/t03(385).htm, который иногда просто демонизируется. Утверждается, что Кан создал какую-то особенную скоростную технологию создания проектов предприятий, позволяющую в фантастически короткие сроки создавать рабочие проекты любого масштаба. В чем именно заключалась эта технология? Вопросов много. Поищем ответы?

Ответов - 3

СМ1: Atonh пишет: Вопросов много. Поищем ответы? Искали. Начало поиска с продолжением Atonh пишет: В частности большое внимание уделяют вкладу Альберта Канаhttp://www.rusamny.com/385/t03(385).htm, который иногда просто демонизируется. Утверждается, что Кан создал какую-то особенную скоростную технологию создания проектов предприятий, позволяющую в фантастически короткие сроки создавать рабочие проекты любого масштаба. Помимо Кана были ещё: Arthur McKee of Cleveland, Freyn Engineering Corporation, The Coppers Corporation of Pittsburgh, General Electric, Demag AG, Krupp AG, German Koppers AG engineers В период индустриализации в СССР работали две тысячи западных фирм, двадцать тысяч иностранных инженеров и рабочих. По данным исследовательницы из США Барбары Кугел, в 1918-1933 годах (до официального признания СССР Соединенными Штатами) около двух тысяч американских фирм заключили соглашения с советскими внешнеторговыми организациями. Некоторые оказывали услуги целым отраслям. Кроме того, для сбора фактического материала по отдельным предприятиям и отраслям рекомендую сообщество su-industria. Обзорные, или скажем так, обзорно-публицистические заметки: Тонны золота для победы СССР Сталинская индустриализация II Сталинская индустриализация III Советская индустриализация IV: Великая депрессия Сталинская индустриализация V: ответы на вопросы

СМ1: Atonh пишет: В чем именно заключалась эта технология? Американские проектные и строительные компании внедрили у себя принципиально новую организацию работ, невиданно быструю и экономичную, какой не знали ни Европа, ни Россия. Стальные и железобетонные конструкции не рассчитывались, а выпускались стандартными, промышленным способом. Их оставалось только подобрать по каталогам. Весь объем проектных и строительных работ фирма делала сама и сдавала объекты "под ключ", не привлекая подрядчиков со стороны, что давало большой выигрыш времени. Не требовались и подробные рабочие чертежи. Их быстро выполняли в карандаше, а размножали на светокопировальных машинах. Чертежи готовились и утверждались одновременно с рытьем котлована, строительные конструкции заказывали по телефону и доставляли прямо к началу строительства. Американцы экономили не на стали и бетоне, а на снижении трудоемкости работ и ускорении монтажа. Советские проектировщики, особенно с дореволюционным стажем, все делали наоборот. Они добивались снижения веса несущих конструкций, скрупулезно рассчитывали каждую ферму и балку, чтобы сэкономить дефицитные сталь и бетон, которые стоили в 6-8 раз дороже, чем в США. Чертежи переносили с ватмана на кальку, что отнимало массу времени, не гарантировало от ошибок и увеличивало себестоимость проекта. Из-за дешевизны рабочей силы трудоемкость строительных работ не имела принципиального значения. "Не дано нам историей тише идти",— заявил в 1929 году председатель Высшего совета народного хозяйства Валериан Куйбышев, хотя в СССР тогда не знали ни одного рационального способа ускорения работ. Западные инженеры и техники воспринимали такие лозунги скептически, но не потому, что не умели или не хотели строить высокими темпами. Предлагая техническую помощь по строительству Нижегородского автозавода, вице-президент компании Austin Джордж Брайант заявил, что фирма возьмется строить завод с наивысшей скоростью и производительностью, если все, что для этого нужно, будет на стройплощадке. Но, приезжая на стройку, иностранные специалисты от удивления раскрывали рты: вместо экскаваторов — землекопы, вместо бетономешалок — деревянные ящики, вместо транспортеров и электрических подъемников — люди, которые перекидывают кирпичи вручную и нещадно их бьют. Неприятно поражало их и то, что на самых тяжелых работах занято множество женщин. Дефицит стройматериалов срывал все сроки. У вас есть планы и графики, твердил автостроевцам инженер Гарри Майтер из компании Austin, но нет бетона и гравия. У вас есть инженеры-прорабы, но они отсиживаются в конторе, когда их место на стройплощадке. http://www.kommersant.ru/doc/17924

Atonh: СМ1 Спасибо. Просто прекрасно.




полная версия страницы