Форум » 1939-1945 » Авиабензин к июню 1941 (продолжение) » Ответить

Авиабензин к июню 1941 (продолжение)

vav180480: Для любителей считать танчики и самолетики. Про боеприпасы сейчас более менее известно. Известно то что СССР имея больше стволов тем не менее примерно в полтора раза уступал по мобзапасам боеприпасов. Но вот лично меня интересовал вопрос по авиабензину. Имелись только отрывочные и косвенные сведения об недостатке оного в ВВС. Так вот М.Солонин разродился такой вот статьей http://vpk-news.ru/articles/7783 Несколько цитаток [quote] На рубеже 30–40-х годов добыча нефти в США превысила 160 миллионов тонн, в СССР добывалось порядка 31 миллиона тонн, наш ближайший в Старом Свете конкурент (Иран) добывал в три раза меньше. Добыча нефти в Румынии была в пять раз меньше, чем в СССР (5,5–6,5 млн тонн). На территории Германии в границах 1937 года добывалось порядка 0,3 миллиона тонн нефти в год – ровно в 100 раз меньше, чем в СССР. Первые победы Гитлера (поглощение Австрии и Чехии, оккупация Польши и Югославии, военный разгром Франции) несколько улучшили ситуацию с обеспечением германской военной экономики нефтью: «собственная» (то есть на территории «рейха» и покоренных стран) добыча выросла до отметки 1,5 миллиона тонн, освободившаяся от «опеки» западных союзников полуфашистская Румыния в разы увеличила экспорт нефти в Германию, доведя его до 2,5–3 миллионов тонн. Однако как ни считай, а суммарный нефтяной ресурс Германии не превышал и одной пятой от добычи нефти в СССР. А теперь, как говорится, «угадайте с трех раз»: у кого было больше авиационного бензина? Для тех, кому гадать недосуг, докладываю: уже летом 1939 года, накануне вторжения в Польшу, в Германии было накоплено 480 тысяч тонн авиабензина, в 1940-м производство авиабензина в Германии составило 640 тысяч тонн, в следующем, 1941 году оно выросло до 890 тысяч тонн, рекордный уровень был достигнут в 1943-м – 1 миллион 780 тысяч тонн. Мировой лидер нефтедобычи – Советский Союз произвел в 1939 году всего 142 тысячи тонн высокооктанового авиабензина, а плановое задание 1941 года (фактически невыполненное) составляло 450 тысяч тонн. Запланированный (но так и не достигнутый в реальности!) уровень накопления мобилизационных запасов высокооктанового авиабензина должен был к 1 апреля 1941-го составить всего 234 тысячи тонн – вдвое меньше, чем было в Германии накануне начала мировой войны. [/quote] МС естественно задает вопрос "а почему?" и тут же на него отвечает [quote] Откуда же взялся авиабензин в лишенной нефти Германии? Еще в начале ХХ века были разработаны (независимо друг от друга русскими и немецкими учеными) технологии получения жидкого топлива из угля. Два варианта (гидрогенизация по Бергиусу и получение жидкого горючего через промежуточную газификацию угля по Фишеру-Тропшу) были реализованы в промышленных установках, первая из которых заработала в Германии еще в 1927 году. После прихода Гитлера к власти в бешеном темпе началось создание грандиозных производственных мощностей для выпуска синтетического «угольного» бензина. Дело это очень дорогое, в мирных целях неприемлемое – даже при сегодняшних запредельных ценах на сырую нефть. Для получения одной тонны «синтетики» расходовалось порядка 8 тонн бурого или 4–5 тонн каменного угля, сам процесс гидрогенизации идет при высокой (сотни градусов) температуре, то есть требует огромных энергозатрат. И «на выходе» получается отнюдь не готовый авиабензин, а жидкость с ОЧ не более 70–72, которую еще надо обогащать ароматическими углеводородами (в частности бензолом, который тоже производили из угля) и добавками «лошадиных доз» тетраэтилсвинца. Вот ценой таких усилий немцы обеспечили себя авиабензином с ОЧ=87, который производился из того сырья, которое в Германии было буквально «под ногами». [/quote] О сравнительной добыче угля в СССР и Германии...Германия превосходила СССР в разы (данные за войну из wiki) (млн.т.) # Германия = 2,420.3 # СССР = 590.8 Я думаю вопрос о "подсчете самолетиков" сторон всенепременно нужно дополнять этими данными.

Ответов - 29

K.S.N.: Ржевский пишет: - ВВС западных приграничных военных округов: истребители - 4 226, бомбардировщики - 2212, штурмовики - 347, разведчики - 378. Итого: 7 133; Истребители ПВО в это число входят? Впрочем, судя по цитате Солонина (приведенной Диогеном), он считает все истребители и бомбардировщики западных приграничных округов, в том числе и те, что дислоцировались не у самой границе, а, скажем, под Киевом. так что нет ничего удивительного, что у тех авиаполков боевых вылетов в первые дни было немного.

RVK: 917 пишет: - Иногда этот вопрос не актуален. Сколько живет самолет на поле боя? В среднем по больнице?

Ржевский: K.S.N. пишет: Истребители ПВО в это число входят? Нет, не входят. K.S.N. пишет: Впрочем, судя по цитате Солонина (приведенной Диогеном), он считает все истребители и бомбардировщики западных приграничных округов, в том числе и те, что дислоцировались не у самой границе, а, скажем, под Киевом Не только: + ДБА ГК, + ВВС ВМФ. K.S.N. пишет: нет ничего удивительного, что у тех авиаполков боевых вылетов в первые дни было немного. К чему Вы ведёте? К некорректности привязки общего состава авиагруппировки к приведенной цифре - 2,5 тыс. вылетов/день или 2,5 тыс. вылетов/день * 18 = 45 тыс. вылетов за 18 дней?


Lob: Ржевский пишет: Нет, не входят. Разумеется, входят. Неужели Вы думаете, что люди, включившие в количество самолетов "у западных границ" авиадивизию, дислоцированную в Новочеркасске, забудут плюсануть истребители ПВО?

marat: Ржевский пишет: Нет, не входят. Интересно почему вы так считаете? Ведь для целей ПВО было выделено по стране 40 авиаполков(примерно 1500 самолетов), т.е. были семь дивизий ПВО(3 и 54, 24 и 78, Баку и 36) - эти еще могу понять, что не посчитали; но вот иап ПВО были в составе обычных авиадивизий, из которых их выделили для выполнения задач ПВО определенных объектов.

Ржевский: Lob пишет: Ржевский пишет: цитата: Нет, не входят. Разумеется, входят. marat пишет: Интересно почему вы так считаете? 1. "...Система управления противовоздушной обороной СССР к началу Великой Отечественной войны была следующей... На местах все силы и средства противовоздушной обороны страны в оперативном отношении подчинялись командованию военных округов..." http://militera.lib.ru/science/svetlishin_na/01.html 2. Приведенная уважаемым assaur Пост N: 4640 часть таблицы ("Советская авиация в Великой Отечественной войне в цифрах (1941 - 1945 гг.)" http://militera.b.qip.ru/?1-3-0-00001368-000-10001-0-1309467754 ...

assaur: Там по ссылке у Солонина идет цитата из Яковлева: Прямо скажу, столь остро вставшие вопросы обеспечения войск вооружения и боеприпасами для многих из нас явились прямо-таки неожиданными. Да, ресурсы оказались незначительными. Но почему? Разбираться в этом очень деликатном, к тому же сулившем большие неприятности, деле мало кому хотелось. А полностью она выглядит так: Прямо скажу, столь остро вставшие вопросы обеспечения войск вооружения и боеприпасами для многих из нас явились прямо-таки неожиданными. Да, ресурсы оказались незначительными. Но почему? Разбираться в этом очень деликатном, к тому же сулившем большие неприятности, деле мало кому хотелось. Больше того, если до войны сводный план заказов сверстывали в Генштабе, а затем его руководство само отстаивало его в Госплане и в правительстве, то теперь, когда Генштаб занимался только фронтами, сверстывать план заказов было некому. А вот начальников, распоряжающихся отпуском вооружения и боеприпасов, оказалось много. В частности, сам начальник Генштаба и его заместители. Давал распоряжения заместитель наркома. Требовали стрелковое вооружение военкоматы и обкомы партии из приграничных областей, чтобы вооружить свои истребительные батальоны. Нарастали потребности фронтов. И ГАУ буквально лихорадило от этой лавины заявок, просьб, требований. То есть относится не к началу войны, а к тому времени, когда запасы западных округов уже были потеряны. По состоянию на 1 августа 1941 г. авиационными частями Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов было израсходовано на боевые действия только 18% запасов авиабомб{104}. Большая часть их была подорвана при отходе, а в ряде случаев оставлена противнику. Примерно такое же положение было с горюче-смазочными материалами и другими материальными средствами. {104}ЦАМО, ф.35. Оп.11285. Д.542. Л.70-78.

Lob: Ржевский пишет: Общая авиагруппировка СССР у западных границ к 22.06.1941: - ВВС западных приграничных военных округов: истребители - 4 226, бомбардировщики - 2212, штурмовики - 347, разведчики - 378. Итого: 7 133; - ДБА ГК: бомбардировщики - 1 339. Итого: 1 339. - ВВС ВМФ: истребители - 763, бомбардировщики - 217, штурмовики - 120, разведчики - 345. Итого: 1 445. Всего: 9 917. Приведенная уважаемым assaur Пост N: 4640 часть таблицы ("Советская авиация в Великой Отечественной войне в цифрах (1941 - 1945 гг.)" Там же, в Соетской авиации в цифрах подробно: http://www.armsite.info/ilpilot/vvs_tsifra/gl_2/2.1.html Цифры даже меньше чем на 22.06.41. При этом обратите внимание, что тщательно подсчитаны не только 3-я, 36-я и 54-я истребительные дивизии ПВО, но и самолеты резервных полков, которые многие авторы у немцев считать отказываются.

assaur: Lob пишет: Там же, в Соетской авиации в цифрах подробно: http://www.armsite.info/ilpilot/vvs_tsifra/gl_2/2.1.html Как честный человек должен предупредить: не особо разглядывайте сайт, там у меня в некоторых разделах вирус живет! Подскажете как избавиться -- скажу спасибо...

Ржевский: Lob пишет: При этом обратите внимание, что тщательно подсчитаны не только 3-я, 36-я и 54-я истребительные дивизии ПВО Интересно: в "Перечень № 11 соединений, частей и подразделений войск ПВО страны, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." из перечисленных - только 36-я истребительная авиадивизия (стр. 15). Организационная структура войск ПВО страны накануне Великой Отечественной войны.

Lob: Согласен. Просто вопрос был - учитываются ли при подсчете советской авиации на западе истребители ПВО? Видим, что учитываются. То что 7-й истребительный аваикорпус ПВО (Ленинградский) , сформированный 19.6.41 в составе 3-й и 54-й истребительных авиадивизий, в состав действующей армии вошел только ЕМНИП 7.07.41, согласитесь, детали, не влияющие на основную ветвь дискуссии.

Ржевский: Lob пишет: Видим, что учитываются. Да, согласен, учитываются.

K.S.N.: Ржевский пишет: К чему Вы ведёте? К некорректности привязки общего состава авиагруппировки к приведенной цифре - 2,5 тыс. вылетов/день или 2,5 тыс. вылетов/день * 18 = 45 тыс. вылетов за 18 дней? Я просто хочу обратить внимание, на то, что именно считается. Если средняя температура по больнице, то это одно, а если степень напряженности работы совсем приграничных дивизий, то цифра будет несколько другая. И тот, и другой метод имеют право на существование, просто надо понимать, что считается. Ржевский пишет: Да, согласен, учитываются. Это наглядно видно из этой таблицы: http://www.armsite.info/ilpilot/vvs_tsifra/gl_2/2.2.html Заметьте, что число истребителей в западных приграничных округах равно 4226, то есть, именно той цифре, что и Вы приводили (цифры бомберов и разведчиков тоже совпадают с Вашими), а, как следует из таблицы, в нее входят и истребители ПВО Ленинграда. Кроме того, из таблицы видно, что число боеготовых экипажей заметно (более чем на тысячу) меньше числа самолетов.

Ржевский: K.S.N. пишет: Это наглядно видно из этой таблицы: http://www.armsite.info/ilpilot/vvs_tsifra/gl_2/2.2.html Вот поэтому и согласился. K.S.N. пишет: Кроме того, из таблицы видно, что число боеготовых экипажей заметно (более чем на тысячу) меньше числа самолетов. Меньше. Вы это к чему?

K.S.N.: Ржевский пишет: Меньше. Вы это к чему? К тому, что интенсивность считается по самолетам, а не по летчикам, что не совсем корректно.

Ржевский: K.S.N. пишет: К тому, что интенсивность считается по самолетам, а не по летчикам, что не совсем корректно. А если (иной случай) самолётов меньше, чем экипажей? Тогда корректно?

assaur: Ржевский пишет: А если (иной случай) самолётов меньше, чем экипажей? Тогда корректно? А.А. Новиков. В небе Ленинграда. А высокая интенсивность в действиях вражеских ВВС – это увеличение нагрузки на летчиков противной стороны, конечно, если эта сторона не желает уступать свои позиции в воздухе и борется до конца. Совсем нетрудно было предвидеть, какова станет нагрузка на наших летчиков, особенно истребительной авиации, при почти трехкратном численном превосходстве гитлеровцев в небе. И я сказал Некрасову, что в августе, чтобы компенсировать нехватку авиации, истребителям придется подниматься в воздух 5 – 6 раз в день. – Выдержат ли они такую нагрузку?– усомнился Александр Петрович.– Ведь уже были случаи, когда летчики, приземляясь теряли сознание. Вы знаете это, Александр Александрович. Да, я не только знал об этих происшествиях, но и раза два был очевидцем их. Но иного выхода не было, и я сказал еще, что поскольку у нас сохранился некоторый резерв летчиков, оставшийся с мирных дней, то будем использовать их. Оперировать голыми цифрами для получения ответов на вопросы, стало быть, нельзя. 5-6 вылетов в день -- интенсивность, которая позволяет бороться с вызовами противостоящей стороны. Для обеспечения этой интенсивности изыскиваются средства. В данном случае недостаток самолетов компенсируется увеличением вылетов на один самолет с привлечением дополнительного летного состава. И вообще: увлекшись цифрами мы забыли о штабах, планирующих боевую работу.

абв: Сколько самолетов имела Германия( ВСЕХ, а не только в 1-й линии Люфтваффе). Сколько пилотов? И сколько СССР? По производству самолетов примерное равенство в сер.1941.

Maximych: assaur пишет: По производству самолетов примерное равенство в сер.1941. по потреблению равенства нет. Восточный фронт был не единственным потребителем немецких самолётов

K.S.N.: Ржевский пишет: А если (иной случай) самолётов меньше, чем экипажей? Тогда корректно? В общем случае корректно рассматривать количество боеготовых самолетов с экипажем.

Lob: Немцы начинали войну, имея около 10 тыс военных самолетов. К осени 43-го довели их число 30 тыс. Впооследствии воевали примерно эти числом. Сколько было летом 41-го не знаю. Прикидываю около 16 тысяч. Советская войнная авиация летом 41-го 24488 шт.

DiFrat: не числом единым, как говорится. опыт пилотов, система управления и снабжения, тактика, вооружение, пилотажные и технические характеристики матчасти. как вам такая цитата: С. Ф. Долгушин встретил начало войны молодым летчиком в 122-м ИАП (11-й САД, ВВС Западного фронта), звание Герой Советского Союза получил уже после битвы за Москву, за годы войны совершил более 500 боевых вылетов, сбил лично 17 немецких самолетов и еще 11 — в группе. Из лейтенантов стал генерал-лейтенантом, в течение многих лет был начальником кафедры тактики в ВВИА им. Н.Е. Жуковского. Несколько фрагментов из его воспоминаний (записаны историком из Гродно В. Бардовым) «...Самолеты И-16, которые мы в полку получали, были 27-й и 24-й серий — с моторами М-62 и М-63. Буквально все они были новыми машинами, причем у каждого летчика: 72 самолета — 72 летчика в полку. У всех своя машина, поэтому и налет в часах у всех был большой, и летная подготовка пилотов была сильной. Я начал войну, имея налет 240 часов [здесь и далее выделено мной]. ...Мы летали чуть ли не каждый день, ну, в воскресенье был выходной, а в субботу — летали... Ведь И-16, когда им овладеешь, машина хорошая была! Догонял он и «Юнкерс-88», и «Хейнкель-111 », и «Ю-87», конечно, все расстреливал. Драться, конечно, было сложнее с «Мессершмитгпами», но все равно, за счет маневренности можно... ...В воскресенье, 22 июня, часа в 2—2.30раздалась сирена: тревога! Ну, мы по тревоге собрались: схватили чемоданчики, шлемы, регланы. Прибежали на аэродром: техники моторы пробуют, а мы начали таскать пушки, пулеметы, боеприпасы. А пушку вставить в крыло — оно же не широкое! И вот туда пушку 20 кг вставить — обдерешь все руки [базировавшийся в 17 км от границы 122-й ИАП встретил начало войны в самых неблагоприятных, никакими уставами и наставлениями не предусмотренных обстоятельствах: за день до этого по приказу командования ВВС округа с истребителей было демонтировано вооружение.} ...Я походил в воздухе, посмотрел и пошел на границу, а когда ходил и смотрел над границей — наткнулся на немецкий связной самолет фирмы Физлер «Шторх». Я дал одну очередь, и он воткнулся в землю. Потом пошел на Скидель [базовый аэродром соседнего 127-го ИАП] — там никого нету, над Гродно прошел и вернулся на аэродром. Командир эскадрильи говорит: «Мы улетаем, полк улетает в Черлены [аэродром около города Мосты на Немане, примерно 100 км от границы]. Ты давай заправляйся и прилетай туда...» Полк улетел. Я улетал почти что последним...» «...Прилетел я в Лиду [это уже 100 км к востоку от Гродно] где-то в районе 11.30—12.00... Две «девятки» самолетов сели тоже передо мной на этот аэродром, потому что в Черленах отбомбили — сесть нельзя. И вот, когда наши подруливали, нагрянули Me-110 и, застав там наших на рулежке, начали бить по всем, которые рулили на полосе аэродрома. А самолетов на рулежке было еще много. В результате этого налета машинам они ничего не сделали, но командира дивизии Ганичева ранили в живот, и он через 2 часа скончался, его заместителя полковника Михайлова ранили в ногу и убили одного из летчиков... ...После этой штурмовки в Лиде мы полетели в Черлену к полку, полк-то там... Но откровенно скажу: у которых жены были — пошли к женам, а мы, холостяки, улетели. Дивизией после гибели Ганичева никто не командовал: дивизия осталась «без руля, без ветрил». Командир умер, Михайлов ранен, а начальника штаба я и не знал... ...Прилетели мы и сели в Черлену, где стояли на вооружении истребители И-153, вооруженные только пулеметами ШКАС, а у нас-то эскадрилья с пушечными И-16. А в Черленах для пушек снарядов нету, т. к. наши техники добирались с Нового Двора своим ходом и к тому времени были еще в пути... Начали мы работать над мостами в Гродно — прикрыть мосты и прикрыть отход наших войск через мосты. Вот там — над мостами — я и сбил свой первый бомбардировщик Ю-88 [кроме двух пушек, оставшихся без снарядов, на И-16 было и два пулемета] Пока мы дрались — мосты в Гродно были целы, и войска переходили. Мы видели, как наши войска переходят по этим мостам — отходят на правый берег р. Неман, и до конца дня мосты оставались целы... ...Когда смерклось и ночь наступила, поступила команда: «Перелететь в Лиду!» И вот вам ответ — тем, кто говорит, что у нас были неподготовленные летчики: полк потерял машин 5 или 6, а больше 60 машин в полку были еще «живые»... Пришли садиться, а взлетное поле в Лида перекопано: там строили бетонную полосу, в связи с чем осталась узкая посадочная полоса, на которую и днем-то сесть было особо негде. Так вот, подготовка летчиков была такой сильной, что при посадке мы ни одной машины не поломали.... На аэродроме скопилось больше ста машин: наши И-16 из 122-го ИАПа и И-153 из 127-го ИАПа... ....Мы сели в Лиду без техсостава, без всего. Машины пустые — боекомплект пустой, аккумуляторы сели, бензин есть, но он в цистернах под землей, достать нечем. А канистрами и ведрами — попробуй в самолет 300 кг ведром залить! И ни одного заправщика — все на аэродроме осталось в Новом Дворе и в Черленах. Летный состав целый день ничего не ели, сделали каждый по 5—6 вылетов, устали и измотаны так, что ни руки, ни ноги не действуют — уже еле ноги двигаем, а потом, моральное состояние какое — сами понимаете... ...Рано утром 23 июня, когда еще темно было, нас подняли по тревоге. Мы прибежали на аэродром, а у наших машин — пустые баки. Ни взлететь, ничего. И Me-110 уничтожили все, что было на земле. Два полка были разгромлены и перестали существовать. Нас посадили в машины и через Минск увезли в Москву, за новой техникой. Уезжали из Лиды все вместе — летчики 122-го и 127-го полков, сели на машины, и все уехали... И я уверен, что там 50% самолетов «живых» обоих полков так и осталось, а то и больше! Вот так и прекратилось существование двух полков...»

DiFrat: тут еще были упоминания про японские самолеты. хочу сообщить, что поскольку в Японии наблюдались очень похожие с СССР проблемы с авиадвигателестроением, то японцы пошли по очень похожему с нами пути - максимальное облегчение самолетов, из-за невозможности поднять тягу двигателей. в итоге в жертву были принесены системы пассивной защиты, такие как протектирование баков, бронирование, система нейтральных газов, дублирование агрегатов и т д, что в итоге сделало японские самолеты весьма маложивучими.

marat: DiFrat пишет: как вам такая цитата: Да никак - 240 часов - это налет на И-16 М-63 или общий налет, начиная с аэроклуба? Долгушин не расписывает самолеты и срок, за который он получил такой налет. Читал в АиК за 2010 г статью про летчика по летной книжке - так у него около 90 часов за обучение в летной школе(9 месяцев 1939-1940 гг), еще 90 за год в строевом полку(1940 г- 1941 г). Все четко и понятно - на чем летал, сколько и как. При этом на И-16 в полку налет скорее часов 60(не помню точную цифру) - сначала по новой вывозные, потом УТИ-4 и лишь затем И-16, в том числе на боевые упражения(стрельба).

Хэлдир: Lob пишет: С. Ф. Долгушин встретил начало войны молодым летчиком в 122-м ИАП Не совсем в тему и, может, подменяю Балтийца, но: 29 июня скончался генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, Сергей Федорович Долгушин. Первая победа - 22 июня, 122-й иап 11-й САД http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/0/0.htm

DiFrat: видимо 240 часов - это общий налет, что для общей массы ВВС РККА было весьма и весьма неплохим показателем. но эта цитата не про налет, а про систему снабжения, систему управления боевыми действиями, про заправку в конце концов. при производстве бензина ведь не учитывали, что во время войны этот самый бензин, которого и так не хватало, останется в подземных резервуарах, без возможности вывезти или заправить собственные самолеты.

DiFrat: Хэлдир пишет: 29 июня скончался генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, Сергей Федорович Долгушин. Первая победа - 22 июня, 122-й иап 11-й САД светлая память.

DiFrat: вот вам классический пример, с каким налетом и с какой подготовкой в середине войны (43 г) пилоты попадали в строевые части: После ноябрьских праздников к нам в ЗАП прибыл Начальник авиации ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков. И сразу отремонтировали буксировщик, и мне запланировали долгожданный полет. Вот так бы всегда! Я сидел в кабине самолета и ждал, когда запустит мотор самолет-буксировщик. Слева, со стороны штаба, показалась группа командиров. Это прибыл генерал Жаворонков со свитой. Поравнявшись с моей машиной, свита остановилась, генерал энергично влез на крыло моего самолета. — Кто такой? — спросил он меня. — Курсант Лашкевич, товарищ генерал! — Сколько у вас полетов на «яке»? — 61 полет, с налетом 10 часов 02 минуты. — Воевать надо, товарищ курсант! — Я к этому и стремлюсь, товарищ генерал. — Вылезайте из кабины, — приказал мне генерал. Покинув кабину, я очутился перед группой командиров. Среди них был новый командир ЗАПа полковник М. Смиренский. Обращаясь к Смиренскому, генерал Жаворонков сказал: — Достреляет в боевой части. Разговор был обо мне, так и не слетавшем на воздушную стрельбу. — Товарищ курсант! Срочно поезжайте в г. Саранск, оформите документы. Получите деньги и обмундирование и вечером, вернувшись, доложите командиру 13-й ОКИАЭ о прибытии в его распоряжение! воспоминание летчика-истребителя Лашкевича, авиация КБФ.

serpt: Очень познавательно. Спасибо.



полная версия страницы