Форум » 1939-1945 » Rule, Britannia, upon the sea. Конец песни. » Ответить

Rule, Britannia, upon the sea. Конец песни.

СМ1: Rule, Britannia! Rule the waves: Britons never shall be slaves. Правила Британия морями... [more] Молодой субгегемон на всех парах мчится к битве за Мир. (Кильватерная колонна американских дредноутов класса «Колорадо», 30-е годы.) [quote]Со времен Непобедимой Армады, то есть на протяжении более чем 300 лет господствовал британский флот на морях и океанах. Лишь трижды за этот огромный период времени (раз в столетие) пытались другие державы поколебать положение Англии. В первый раз это сделали голландцы. С 1652 по 1784 год состоялось четыре англо-голландских войны. Затем оспорить господство Англии попыталась революционная Франция, завладевшая голландскими верфями, и имевшая в союзниках мощный испанский флот. Наконец объединенная Германия также попыталась бросить англичанам перчатку во время Первой мировой. И каждый раз Англия побеждала своих противников. Правда, как раз в результате Первой мировой войны, формально англичанами выигранной, британцы оказались как никогда близки к утрате доминирующего положения на морях. США, практически не участвовавшие в самоубийственных сражениях Великой Войны, приобрели за эти годы статус первой промышленной и финансовой державы, что не замедлило отразиться на оснащении американского флота. Изнуренная предвоенной гонкой с Германией, самой войной, Англия оказалась на пороге новой гонки вооружений, теперь уже с промышленно куда более мощными Соединенными Штатами. Однако, когда англичане не могут добиться своего грубой силой, в ход идет дипломатия. Чтобы предотвратить окончательный крах своей экономики, Англия пошла на невиданный для себя шаг - согласилась на юридическое признание равенства своего флота и флота США. В 1922-м году был подписан Вашингтонский Договор. Соглашение закрепляло статус доминирующих морских держав за Англией и США. Обе эти державы могли иметь одинаковое количество линкоров-дредноутов общим водоизмещением не более чем в 533 тысячи тонн. Для сравнения Японии разрешалось иметь корабли суммарным водоизмещением лишь 320 тысяч тонн, а Италии и Франции по 178 тысяч тонн. Положение усугублялось еще и тем, что вступал в силу длительный запрет на строительство новых кораблей этого класса. Устанавливал договор паритет между США и Англией и по количеству авианосцев - по 137 тысяч водоизмещением у каждой. Однако читатель, который сделает вывод, что Англия на деле согласилась на равенство морских вооружений с США, поторопится. Причиной тому служат несколько весомых аргументов. Во-первых, даже при материальном равенстве, опыт ведения войны на море и проектирования кораблей у англичан был ощутимо выше. То же касается и уровня подготовки личного состава. Во-вторых, англичане выторговали себе право, в отличие от остальных стран построить два линкора после договора. Если учесть, что Ютландский бой 1916 года дал кораблестроителям весьма серьезную пищу для размышления, такое преимущество надо признать весьма существенным. Ведь учесть уроки сражения в конструкции своих кораблей могли только англичане, тогда как даже новейшие линкоры других держав были спроектированы до этого боя. В-третьих, английская промышленность, достигшая максимального напряжения сил во время гонки с Кайзеровской Германией создала лучшие свои корабли уже во время Первой мировой, существенно опережая США. Последние к концу войны лишь разворачивали свою морскую мощь, и их лучшие корабли только находились к моменту заключения договора на стапелях и пошли на переплавку. То есть мало того, что Англия могла построить два новейших линкора, так еще и те корабли, которые обе державы по договору могли оставить у англичан были лучше. И наконец в-четвертых, если договор закреплял равенство по линкорам и авианосцам, то например в количестве крейсеров Англия имела практически двойное преимущество, больше у англичан было и эсминцев. Лучше была и их система базирования. Таким образом, английская дипломатия сделала невозможное. Ослабленная, если не сказать разоренная страна лишь формально установила с США паритет, на деле закрепив свое морское господство еще на четверть века! Поскольку эквивалентом морской мощи и после Первой мировой продолжали оставаться линкоры, целесообразно будет сравнить силу двух сильнейших флотов мира в этом компоненте, зафиксированном Вашингтонским Договором. Тем более что именно в таком виде оба флота просуществовали вплоть до начала Второй Мировой. [/quote] Английский линкор «Бархэм» - самый мощный тип корабля 1 мировой войны. [quote]Итак, как английский, так и американский флоты располагали согласно договору 15-ю линкорами. Костяк линейных сил Англии составляли 10 кораблей типа "Куин Элизабет"/"Бархэм" вошедшие в строй в 1915-1917 годах они имели водоизмещение 27,5 тысяч тонн, несли 8 381-мм орудий и обладали скоростью 23-25 узлов. Для своего времени это были самые мощные линкоры, переломившие ход Ютландского боя, и ставшие на долгие годы эталоном совершенства. Самым крупным кораблем мира в межвоенные годы, поскольку договор ограничил водоизмещение вновь строящихся линкоров 35-ю тысячами тонн, был линейный крейсер "Худ" (1920 год, 42,5 тыс. тонн, 8 381-мм орудий, 31 узел - и тут англичане обошли ограничение). Была у британцев пара и более скромных линейных крейсеров типа "Рипалс" (1916 год, 27,5 тыс. тонн, 6 381-мм орудий, 30 узлов). И наконец венчали линейные силы два новейших "Нельсона" (1927 год, 33,5 тыс. тонн, 9 406-мм орудий, 23 узла). Что же могли противопоставить этой армаде американцы? Договор вынуждал их сохранить в строю один из устаревших линкоров класса "Вайоминг", вооруженный совершенно бесполезной 305-мм артиллерией (1912 год, 26 тыс. тонн, 12 305-мм орудий, 20,5 узлов). Следующие серии кораблей были вооружены получше, но не могли соперничать в калибре артиллерии ни с одним из британских линкоров. Это два корабля класса "Нью-Йорк" (1914 год, 27 тыс. тонн, 10 356-мм орудий, 21 узел), и два типа "Невада" (1916 год, 27,5 тыс. тонн, 10 356-мм орудий, 20,5 узлов). На пару орудий больше несли два линкора типа "Пенсильвания" (1916 год, 31,5 тыс. тонн, 12 356-мм орудий, 21 узел). Очередная пара типа "Нью-Мексико" (1917-19 гг., 32 тыс. тонн, 12 356-мм орудий, 21 узел) отличалась несколько более мощными 356-мм орудиями новой модели.[/quote] «Теннеси». Линкор – это звездолёт начала XX века, обеспечивающий мировое господство. [quote]Два следующих класса американских дредноутов составляли костяк линейных сил флота США, и получили у американцев прозвище "Big Five" (большая пятерка). Это были корабли типов "Теннеси" (1917-21 гг., 32 тыс. тонн, 12 356-мм орудий, 21 узел). И "Колорадо". Лишь на последней серии разрешенных договором линкоров, США повысили калибр своих орудий сверх 14" (356 мм), тогда как у англичан этому требованию удовлетворяли все корабли! Три линкора типа "Колорадо" (1921-23 гг., 32,5 тыс. тонн, 8 406-мм орудий, 21 узел) закрывают список американских кораблей этого класса. Как мы видим английские линкоры быстроходнее, и имеют значительное превосходство в калибре артиллерии (18 406-мм и 100 381-мм орудий против 24 406-, 124 356- и 12 305-мм). В общем, не очень-то большое преимущество, для бывшей "владычицы морей". Чтобы правильно оценить результаты договора надо посмотреть не на то, что по договору разрешено было оставить, а на то, от чего договор вынудил отказаться. И вот тут мы увидим мощь британской дипломатии во весь рост. Ведь в 20-е годы на стапелях английских верфей гулял ветер, тогда как на американских кипела работа. В это трудно поверить, но американцы имели в постройке армаду из 13 сверхдредноутов, на фоне каждого из которых померк бы любой из имевшихся английских кораблей. Во-первых, это был четвертый корабль класса "Колорадо" - находившийся в 75,9% готовности "Вашингтон". Следующие шесть кораблей класса "Саут Дакота" были прорывом в американском кораблестроении (43 тыс. тонн, 12 406-мм орудий, 23 узла). То же касается и шестерки линейных крейсеров класса "Лексингтон" (43,5 тыс. тонн, 8 406-мм орудий, 33,5 узла). Средняя готовность этих 12 кораблей была 23,3% - почти на четверть! Лишь два из 13-ти удалось спасти от уничтожения - линейные крейсера "Лексингтон" и "Саратога" переделали в авианосцы. Как англичанам, имея кукиш в кармане, удалось заставить американцев своими руками пустить под нож целый флот, намного превосходящий все то, что Англия могла выставить в обозримом будущем это тема отдельного разговора. Англичане очень тонко сыграли на американо-японских противоречиях, не обошлось дело и без обмана.[/quote] Британский "Фьюриес" - первый в мире авианосец [quote]Eсли по линейным кораблям, которые были построены в годы Великой Войны, Англии удалось сохранить хоть какое-то преимущество, то по авианосцам, которые в годы войны, собственно, у одной Англии и имелись, и соответственно были построены в межвоенный период, картина наблюдалась совершенно другая. Как мы помним, обе страны могли построить корабли суммарным водоизмещением в 137 тысяч тонн, что, казалось бы, давало англичанам надежду как минимум на паритет. Тем более, что реальный опыт создания судов этого класса имела только Англия. Опыт тяжелый и трудный. Однако в отличие от ситуации с линейным флотом, у американцев были развязаны руки, и именно этот фактор стал решающим. Вот как распорядилась отведенным ей тоннажем Англия. Во-первых, она переделала в авианосцы три неудачных до абсурда "легких линейных крейсера" - один типа "Фьюриес" и два "Корейджес". Это были корабли водоизмещением 22,5 тысячи тонн, которые развивали скорость 30 узлов и несли 36-48 самолетов. "Фьюриес" стал первым в мире авианосцем. На этом корабле, путем долгих, стоивших немалых жертв экспериментов англичане вывели "формулу авианосца", которая остается действительной и по сей день, - сплошная полетная палуба и сдвинутая к борту небольшая надстройка - "остров". Следующим британским авианосцем стал "Игл" - переделанный из строившегося по еще довоенному заказу для Чили дредноута "Альмиранте Кохрен" (1924 год, 21,5 тыс. тонн, 22,5 узла, 21 самолет). Событием в мировом судостроении, и очередным шагом в эволюции класса авианосцев стала постройка "Гермеса" - первого специально построенного, а не переделанного из других корабля этого класса, обладавшего, впрочем, весьма скромными характеристиками (1924 год, 11 тыс. тонн, 25 узлов, 20 самолетов). И только перед самой войной вступил в строй первый и единственный английский "эскадренный" авианосец, то есть корабль способный нести и обслуживать максимальное число самолетов, и развивать скорость хода сопоставимую со скоростью новейших линкоров, которые авианосцам, как думали военно-морские теоретики того времени, придется сопровождать. Это был "Арк Ройал" (1938 год, 22 тыс. тонн, 31 узел, 60 самолетов).[/quote] Американские авианосы класса "Лексингтон" [quote]Теперь посмотрим, как обстояли дела за океаном. Здесь Вашингтонский договор сыграл на руку американцам, так как они сразу получили пару переделанных из новейших линейных крейсеров авианосцев класса "Лексингтон" (1927 год, 37,5 тыс. тонн, 33 узла, 63 самолета). Первым специально построенным американским авианосцем стал "Рейнджер" (1931 год, 14,5 тыс. тонн, 29 узлов, 76 самолетов). На этом эксперименты американцев закончились, и они пришли к заключению, что строить следует лишь "эскадренные" авианосцы, способные нести максимальную авиагруппу с максимальной скоростью, - концепция, блестяще подтвердившаяся в ходе войны. Таковыми стали два корабля класса "Йорктаун" (1937-38 гг., 20 тыс. тонн, 32,5 узла, 96 самолетов). В небольшой остаток "договорного" водоизмещения удалось уместить еще один авианосец - "Уосп" (1940 год, 14,5 тыс. тонн, 29,5 узлов, 76 самолетов). Вывод из этой статистики можно сделать один. Британская судостроительная промышленность полностью проиграла американской в межвоенный период. Причем по инновациям англичане даже шли впереди, но промышленная мощь США с лихвой компенсировала это отставание. Каждая из стран обладала в итоге 6-ю авианосцами, но у англичан только два из них были специально построенными кораблями, а у американцев четыре! Из английских кораблей только четыре могли действовать совместно с быстроходными линкорами и крейсерами, тогда как у американцев этому критерию удовлетворяли все корабли. Но главное в сравнении авианосных группировок это собственно численность их авиагрупп. И здесь отставание англичан выглядит драматическим, так как их авианосцы могли принять в сумме 233 самолета, тогда как американские - 496, более чем двойное преимущество! Впрочем, в межвоенный период считалось, что главной силой флотов продолжат оставаться линкоры, а авианосцы будут выполнять лишь разведывательные функции при главных силах. Поэтому британцы чувствовали себя вполне уверенно. Войне предстояло в корне изменить эти взгляды, как и соотношение сил основных флотов.[/quote] Палуба линкора «Саут Дакота» - четыре корабля этого класса прозвали «большими дубинками дяди Сэма» [quote]Несмотря на победу британской дипломатии в межвоенный период 1918-1939 гг., экономическая мощь США рано или поздно должна была поставить точку над «и». Окончательный удар по британскому господству нанесла очередная "выигранная" война - Вторая Мировая. Надо сказать, что условия Вашингтонского договора были нарушены еще до войны. Так Япония объявила о выходе из договора в 1936 году. С этого момента и начался новый виток полномасштабной гонки морских вооружений, подхлестнутый начавшейся вскоре второй мировой войной.[/quote] Английский линкор «Король Георг V» [quote]Как же развивались события в ходе войны? Все, на что оказались способны англичане, это 5 кораблей типа "Кинг Джорж V" (1940-42 гг., 36,5 тыс. тонн, 10 356-мм орудий, 28 узлов). Эти линкоры стали самыми слабыми кораблями среди своих современников. Уступали они и итальянским "Литторио" и французским "Ришелье", не говоря уж о американских, японских и немецких линкорах. Кроме того, уже после войны англичане ввели в строй еще один корабль - "Вэнгард" (1946 год, 44,5 тыс тонн, 8 381-мм, 30 узлов). Изюминкой этого линкора, строившегося почти пять лет, стало использование в качестве артиллерии главного калибра пылившихся на складах орудийных башен выпуска 1916 года. Даже сами британцы полноценной эту боевую единицу не считали, предполагая использовать ее для охоты за тяжелыми крейсерами японцев в Дальневосточных водах. Это в том конечно случае, если бы корабль успел поднять флаг до окончания военных действий. Совсем по-другому подошли к делу американцы. Еще до Пирл-Харбора их флот пополнился двумя кораблями класса "Норт Кэролайна" (1941 год, 37,5 тыс. тонн, 9 406-мм, 28 узлов). Следующие четыре корабля класса "Саут Дакота" (1942 год, 38 тыс. тонн, 9 406-мм, 27,5 узлов ) стали пожалуй самыми защищенными линкорами из когда-либо построенных. За характерный вид сверху американские корабли этого класса постройки 40-х получили прозвище "большие дубинки дяди Сэма". Термин заимствованный и еще долго в негативном контексте использовавшийся советской прессой, зачастую уже без понимания, что собственно он означает. Венчали американские усилия знаменитые линкоры класса "Айова" (48 тыс. тонн, 9 406-мм орудий, 32,5 узла) и по сей день находящиеся в резерве флота США. Четыре таких корабля вошли в строй в 1943-44 годах, еще два за ненадобностью не достроили. Необходимо упомянуть и о классе "Аляска". Сами американцы классифицировали их как линейные крейсера. Но фактически "Аляски" должны были бы стать основоположниками новой генерации тяжелых крейсеров, если бы война не поставила крест на развитии артиллерийских кораблей. В любом случае эти корабли были близки по характеристикам к линкорам (30 тыс. тонн, 9 305-мм орудий, 33 узла). Всего в 1944 году вошло в строй два, от достройки еще четырех отказались. Причем в отличие от Британии в рукаве у дяди Сэма был припрятан козырь. Это планировавшиеся к постройке пять линкоров класса "Монтана" (60,5 тыс. тонн, 12 406-мм, 28 узлов). Однако для этих кораблей уже не было достойных противников, и от постройки монстров отказались. Надо сказать, что эта война перевернула понятия о морской мощи с ног на голову, окончательно свергнув линкоры с трона, где их место занял "его Величество Авианосец". От количества этих кораблей зависел исход войны, и тут уже американская промышленность работала во всю силу. Перечисление многочисленных американских кораблей, пополнивших флот во время войны, надо начать с "Хорнета", заложенного как только стало ясно, что Вашингтонские нормы больше не действуют, и вступившего в строй буквально за полтора месяца до начала войны на Тихом Океане. Этот корабль повторял с незначительными усовершенствованиями удачный тип "Йорктаун". Однако сколь бы не были хороши авианосцы класса "Йорктаун"/"Хорнет", они были спроектированы с учетом ограничений Вашингтонского договора, в частности жесткого ограничения по водоизмещению. Теперь же американские конструкторы могли себе позволить, взяв за основу "Йорктаун", внедрить все необходимые усовершенствования без оглядки на тоннаж. Так получился "Эссекс". С конца 1942 по 1946 год американский флот пополнился 23 кораблями этого типа! Еще один - "Орискани", вступил в строй в переделанном виде в 1950-м, а два других не стали достраивать. Корабли имели водоизмещение 27 тыс. тонн, развивали скорость 32,5 узла и могли принять до 91 самолета. Никогда в истории, ни до, ни после этого столь крупные корабли не строились такой большой серией. Слово "Эссекс" стало синонимом триумфа американской промышленности, и победы над Японией. Однако, хотя суммарно эти авианосцы превосходили все, что могли построить остальные участники войны вместе взятые, ситуация для янки по ходу войны складывалась вовсе не безоблачно. Американцы вступили в войну с семью авианосцами. Из них "Рейнджер" считался не вполне пригодным для полномасштабных боевых действий, и использовался в европейских водах, совместно с английским флотом. В ожесточенном сражении в Коралловом Море 8 мая 1942 года, первом морском сражении в истории человечества, в котором надводные корабли не обменялись ни единым выстрелом, был потерян "Лексингтон". После победы у атолла Мидуэй 7 июня американцы недосчитались авианосца "Йорктаун". 15 сентября погиб, торпедированный японской подводной лодкой "Уосп". Наконец 24 октября в сражении у Санта Крус японские самолеты отправили на дно "Хорнет". Таким образом к концу 1942 года для ведения боевых действий на огромном тихоокеанском театре войны у американцев осталось лишь два авианосца - "Саратога" и "Энтерпрайз". Критическая ситуация вынудила их срочно приступить к переделке в авианосцы находящиеся в постройке легкие крейсера типа "Кливленд". Так американский флот пополнился в 1943-м году девятью кораблями класса "Индепенденс" (10,5 тыс. тонн, 31,5 узла, 30 самолетов). Еще два подобных авианосца класса "Сайпан" (14,5 тыс. тонн, 33 узла, 48 самолетов) было создано на базе корпусов тяжелых крейсеров типа "Балтимор". Эти корабли вступили в строй уже после войны - в 1946-47 годах. Но и этого американским адмиралам оказалось мало. Как мы помним, уже "Эссекс" был спроектирован без ограничений по водоизмещению. Однако на самом деле ограничение все же было, и существенное. Когда американцы приступали к созданию первого "пост-Вашингтонского" авианосца, сам этот класс кораблей еще считался второстепенным, после основной ударной силы - линкоров. И психологически конструкторы не могли не учитывать этого фактора. В частности нелепо выглядело бы, если бы по водоизмещению, вспомогательный по своему предназначению корабль, превосходил бы линкор. Тогда это казалось абсурдом. Но война внесла свои коррективы, и именно авианосцы стали основной силой. Последнее ограничение отпало само собой. Перед американскими конструкторами встала задача создать боевую единицу, полностью отвечающую новым реалиям ведения войны на море, учтя при этом военный опыт и исправив недостатки класса "Эссекс". Таким кораблем стал "Мидуэй" (47,5 тыс. тонн, 33 узла, 137 самолетов). Три авианосца этого типа вступили в строй в 1945-47 годах.[/quote] "Мидуэй" - это "Эссекс" х 2 [quote]Однако война показала, что авианосцы стали не только главным средством противоборства собственно военных флотов. Палубные самолеты оказались наилучшим средством охоты за подводными лодками стран оси, непрерывно угрожавшими коммуникациям союзников. Наиболее эффективным оказались авианосцы и для воздействия на береговые объекты противника. Для решения этих и многих других задач никаких "эскадренных", то есть построенных по военным кораблестроительным нормам и обладающих 30-узловой скоростью, авианосцев хватить не могло. А столь высокие характеристики и не требовались. Поэтому война породила новый класс кораблей - так называемые эскортные авианосцы. Это были сравнительно небольшие корабли, использовавшие корпус и силовую установку быстроходных транспортных судов. Они были гораздо дешевле "настоящих" авианосцев, и быстрее строились, но несли те же самые самолеты, то есть по наступательным возможностям если и уступали, то не качественно, а только в силу меньшего количества принимаемых на борт самолетов.[/quote] «Касабланка». За один год американцы построили 50 таких кораблей. [quote] Масштабы строительства этих кораблей в США поражают воображение. Так, например 50 авианосцев класса "Касабланка" (8 тыс. тонн, 19 узлов, 27 самолетов) были введены в строй в течение одного года (с 8 июля 1943 года по 8 июля 44-го)! При этом последние корабли серии строились всего за 3,5 месяца! Всего же по военным заказам в США было построено 124 эскортных авианосца.[/quote] Американский авианосец «Эссекс». Построив 23 корабля этого типа, Америка сделала бесполезными надводные флоты всех стран мира. [quote]Чем же смогла ответить Англия на вызов Америки? Как мы помним, в межвоенный период британский флот пополнился лишь одним приличным тяжелым авианосцем - "Арк Ройал". Поэтому сразу после того, как отпали Вашингтонские ограничения Англия приступила к постройке кораблей класса "Илластриес" (1940-41 гг., 23 тыс. тонн, 30,5 узлов). Они были созданы на базе удачного "Арк Ройал", с рядом важных усовершенствований. Так эти корабли имели бронированную полетную палубу и ангары. Этим не мог тогда похвастаться ни один авианосец мира. Живучесть английских кораблей резко возросла, что с блеском подтвердилось в боевых условиях. Однако по водоизмещению новые авианосцы не превосходили своих зарубежных коллег, а раз так, то английским конструкторам пришлось ради защиты чем-то пожертвовать. Этим "чем-то" стало количество самолетов - главного оружия авианосца! "Илластриесы" несли всего по 33 самолета, тогда как аналогичные американские и японские корабли такого водоизмещения по 70 - 90. Не удивительно, что в первоначальном варианте достроили лишь три корабля из шести. На четвертом - "Индомитебл", количество самолетов за счет ослабления защиты довели до 45, а на двух последних, вступивших в строй в 1944-м "Имплейкебле" и "Индефатигебле" до 60. Проект более амбициозного корабля класса "Игл" (37 тыс. тонн, 32 узла, 78 самолетов) англичане начали осуществлять в 1942-м году, однако из трех запланированных к постройке авианосцев в строй вступили лишь два, причем спустя продолжительное время после окончания боевых действий - в 1951 и 55 годах. Была у англичан идея создать суперавианосец, соответствовавший бы американскому "Мидуэю". Однако ни один из четырех кораблей класса "Мальта" (47 тыс. тонн, 32,5 узла, 81 самолет) не только не вступил в строй, но даже и не был заложен. Поскольку программы строительства тяжелых кораблей продвигались с трудом и в ограниченном объеме, основную ставку англичане были вынуждены сделать на легкие авианосцы. Особняком среди которых стоит "Юникорн" (1943 год, 14,5 тыс. тонн, 24 узла, 35 самолетов). Дело в том, что этот корабль планировалось использовать для поддержки авианосцев классов "Арк Ройал" и "Илластриес". Он должен был пополнять их авиагруппы и ремонтировать поврежденные самолеты. Однако по необходимости "Юникорн" использовли и в боевых действиях.[/quote] Маленький английский «Колоссус». Корабль совершенный, но... [quote]Следующими легкими авианосцами в английском флоте стали десять кораблей класса "Колоссус" (1944-46 гг. 13 тыс. тонн, 25 узлов, 37 самолетов). Незначительно отличался от предыдущего тип "Маджестик" (14 тыс. тонн, 25 узлов, 37 самолетов). Все пять кораблей этого класса вошли в строй уже после войны, и в основном служили во флотах колоний и доминионов - Индии, Австралии, Канады. Последними английскими легкими авианосцами, проект которых родился в годы войны, стали корабли класса "Центаур" (18,5 тыс. тонн, 29,5 узла, 42 самолета). Четыре из восьми планировавшихся к постройке вошли в строй в 1953-59 годах. Надо сказать, что британские легкие авианосцы выгодно отличались от американских собратьев, поскольку для них не использовали корпуса и механизмы крейсеров, а изначально проектировали как авианосцы. Ценой за это стала длительность постройки - большинство кораблей не успело принять участия в боевых действиях и невысокая скорость. Зато эти небольшие и относительно недорогие в эксплуатации авианосцы нашли себе место во флотах многих стран мира, где некоторые из них служат и по сей день! Что касается эскортных авианосцев, то Англия, располагая в наибольшей степени уязвимыми коммуникациями, первой столкнулась с необходимостью строить такие корабли. Однако по масштабам строительства ее программы ни в какое сравнение не могут идти с американскими. Всего за годы войны англичане смогли ввести в строй лишь 6 эскортных авианосцев, относящихся к пяти различным типам. Еще 21 корабль был перестроен в авиносцы не до конца. То есть наряду с 3 - 6 самолетами и полетной палубой они несли в трюмах нефть или зерно. Однако в тяжелые для англичан годы и такие "авиазерновозы" были на вес золота, и позволяли резко повысить противолодочную и противовоздушную оборону конвоев. Положение англичан было настолько отчаянным, что они были даже вынуждены прибегнуть к оснащению транспортных судов катапультами с обычными сухопутными истребителями "Харрикейн". Выполнив боевую задачу, пилот должен был покинуть самолет с парашютом и надеяться, что его выловят из воды экипажи кораблей охранения конвоя. Подведем итог. В годы войны и после нее по проектам военных лет американский флот пополнился 28 тяжелыми, 11 легкими и 124 эскортными авианосцами. Англичане ответили 8 тяжелыми, 19 легкими и 6 эскортными. 21 МАК-шип (Merchant Aircraft Carriers) авианосцами считать трудно, все они к концу войны были переоборудованы обратно в обычные транспорты. Плачевную для англичан картину дополняет состояние их палубной авиации. За всю войну они так и не создали ни одного типа палубного истребителя если не считать непригодного для воздушного боя двухместного "Файрфлая". Приспособить для службы на авианосцах весьма удачный сухопутный "Спитфайр" так толком и не удалось. То же и с торпедоносцем. Вступив в войну с бипланом "Свордфиш", оборудованным открытой кабиной и получившим прозвище "авоська", англичане по ходу войны запустили в серию также биплан "Альбакор", который не выдержал конкуренцию даже со "Свордфишем" и был снят с производства. Технически весьма совершенная "Барракуда" страдала рядом неустранимых дефектов, и приживалась на палубах с трудом. Наконец такой важнейший вид палубного самолета, как пикирующий бомбардировщик, не был по ходу войны представлен ни одной новой машиной. А довоенный "Скьюа" серьез ...

Ответов - 8

СМ1: ... но уступал и американским "Даунтлессам" и японским "Вэлам" и по бомбовой нагрузке, и по точности бомбометания, и по летным характеристикам. Уже в 40-41 годах "Скьюа" исчезли с палуб британских авианосцев. Результатом всего этого стало то, что основу английских палубных эскадрилий составляли американские "Хеллкеты", "Авенджеры" и "Хеллдайверы". Даже экипажи для этих самолетов частично поставлял англичанам дядюшка Сэм. Получили британцы и 38 эскортных авианосцев. Окончание Второй Мировой Войны зафиксировало безрадостную для англичан картину. Английский флот не просто потерял господство на море, которое сохранял на протяжении нескольких веков. Он потерял в сравнении с американским самостоятельное значение, превратившись в чисто декоративный институт. Действительно, если в период своего расцвета - Викторианскую эпоху, английский флот претендовал на "Two Power Standart", то есть быть более мощным, чем два следующие по силе флота, то теперь американский флот всерьез можно сравнивать со ВСЕМИ остальными флотами мира вместе взятыми. Вместе с господством британского флота рухнул после Второй Мировой Войны и установленный Англией миропорядок. Старые колониальные империи были обречены. Мир вступил в эпоху Pax Americana. VIA Hiflower © «Издательство Дмитрия Галковского» Какие будут замечания

Demon: СМ1 пишет: Какие будут замечания По сути - никаких. По мелочи наберется

СМ1: Demon пишет: По мелочи наберется Так чего же ждать - вываливайте.


Demon: СМ1 пишет: Английский линкор «Бархэм» - самый мощный тип корабля 1 мировой войны. Походу, ошибка - на синмке кто-то из "Ройял Соверен" - у него 1 дымовая труба, а у типа "Куин Элизабет" их было две. СМ1 пишет: 10 кораблей типа "Куин Элизабет"/"Бархэм" Это один и тот же типСМ1 пишет: «Теннеси». Линкор – это звездолёт начала XX века, обеспечивающий мировое господство. . Их было два - по 5 ед. "Куин Элизабет" и "Ройял Соверен". (тип "R"). Снимок явно 1930 - 1940-х годов - башенное расположение вспомогательной артилерии выдает с головой. СМ1 пишет: Следующие шесть кораблей класса "Саут Дакота" Их было 4 штуки всего. СМ1 пишет: Из английских кораблей только четыре могли действовать совместно с быстроходными линкорами и крейсерами На тот момент быстроходных линкоров не существовало, следолвательно, вопроса о совместных действиях не ставилось СМ1 пишет: Палуба линкора «Саут Дакота» - четыре корабля этого класса прозвали «большими дубинками дяди Сэма» Так звали все маериканские линкоры постройки 1930 - 1940 г.г. за характерную форму обводов корпуса. Обратим внимание - здесь "Саут Дакот" уже 4. Ну и пр. мелочи. А по сути верно

Seawolf: СМ1 пишет: Какие будут замечания? Ну, разве что, англичанам намного нужнее были корабли ПЛО, нежели авианосцы. Но возможности американских верфей всё равно впечатляют.

анватыч: единственно не раскрыта гонка вооружений на море по итогам ПМВ, когда Япония, США и Великобритания затеяли чудовищные по финансовым вложениям кораблестроительные программы, что привело к Вашингтонским соглашениям. в итоге наиболее пострадавшей стороной оказались англичане - они не только вынуждены были массово сокращать флот, но и практически потеряли производственную базу из-за отсутствия денег

ZNN: Demon пишет: Походу, ошибка - на синмке кто-то из "Ройял Соверен" - у него 1 дымовая труба, а у типа "Куин Элизабет" их было две. На фото действительно Barham с одной трубой - после модернизации 30-х гг. Именно в эту трубу хлынула вода, когда торпедированный корабль лег на борт, что привело к немедленному взрыву котлов с последующей детонацией кормовых погребов ГК (см. соотв. ролик на youtube). 2. Tennessee изображен после модернизации 1944 г. (и ясно, что не позднее 1948 г.)

СМ1: Demon пишет: Их было 4 штуки всего. Там написано "было 6 в постройке".



полная версия страницы