Форум » 1939-1945 » Разрушение Яхромского моста 29 ноября 1941 » Ответить

Разрушение Яхромского моста 29 ноября 1941

Голицын: http://www.rusk.ru/st.php?idar=800930 Уважаемый Глеб Борисович написал очерк по интересному эпизоду обороны Москвы. Тут бывают историки авиации. Вопрос, какой самолетный состав был в "группе Бицкого". ТБ-3 или ДБ-3ф??? И вообще существовала ли эта группа в БД.

Ответов - 23

Пауль: Хм, немцы тоже претендуют на уничтожение моста. При отходе с плацдарма 29 ноября немецкие саперы взорвали одну секцию, чтобы избежать преследования. Источник http://militarymaps.narod.ru/maps/osprey/167_moscow/map07.djvu 13-й пункт.

sas: Пауль пишет: При отходе с плацдарма 29 ноября немецкие саперы взорвали одну секцию, чтобы избежать преследования. Источник http://militarymaps.narod.ru/maps/osprey/167_moscow/map07.djvu 13-й пункт. В "Битве за Москву" под редакцией Шапошникова пишется, что Нашими войсками были предприняты попытки взорвать яхромский мост и не допустить отхода противника н азападный берег, но они успеха не имели. Только после того, как противник был отброшен в Яхрому, мост был взорван.... В тоже время у Хазанова в "Неизвестной битве в небе Москвы" пишется, что основание моста было повреждено бомбами, сброшеными шестеркой СБ 150 бап 28 ноября, что подтвердилось наземными войсками, а ведущий группы мл. л-т Демченко был представлен Жуковым к Герою.

assaur: А вообще -- это реально для тяжелого бомбардировщика в безлунную найти цель, даже учитывая то что заходы они делали от горящего Дмитрова вдоль канала? По поводу мостов я разговаривал с научной сотрудницей Дмитровского музея. Она категорически утверждала, что мосты были взорваны группой ОМСБОНа. На вопрос об участии в этом авиации она ответила, что в день взрыва мостов за облаками долго гудел самолет. В заметке по ссылке указано что опознать мост помогла горящая зеленым цветом электропроводка. Странно это как-то -- кто кого снабжал электроэнергией? Обе стороны по идее должны были обесточить линии. И еще -- я не знаю каким цветом горит бекфордов шнур. Возможно самолет был над целью как раз в ту минуту, когда подрывники ОМСБОНа его подожгли и произошел взрыв, который экипаж принял за попадания своих бомб. Вопросы есть и по другим эпизодам. Вот Хазанов пишет (Неизвестная битва в небе Москвы): Генерал Петров из штаба в Дмитрове, начиная с 27 ноября, наладил работу авиаторов группы, организовав около 250 бое-вых вылетов. К этому времени ситуация еще более ухудши-лась. Противнику 28 ноября удалось захватить мост через ка-нал «Москва - Волга» в районе Яхромы. Небольшой отряд, поддержанный танками, переправился на его восточный берег. Советская авиация постоянно бомбила и штурмовала вражес-кие войска и в Рогачево возникли пожары. Выполняя приказ Ставки, летчики 150-го бап смогли 28 ноября поразить бомбой основание моста через канал. Наземные войска подтвердили, что мост вышел из строя и переброска неприятельских частей на восточный берег прекратилась. По представлению Г.К.Жуко-ва, ведущий шестерки СБ, которая сумела при неблагоприятной погоде добиться точного бомбометания, младший лейтенант Ф.Т.Демченков был удостоен звания Героя Советского Союза. А вот это пишет штурман самолета Ф.Т. Демченкова Н.Н. Пантелей: Вскоре подъехал Полбин и говорит: командующий фронтом просит разбить мост через канал у города Дмитров. Он сам полетит ведущим, я с Филей — ведомые. Взлетели и пошли бомбить мост. Уже на подлете к цели радист Полбина - старшина Масюк, сообщает: отставить задание, приказано работать по запасной цели Степанково. Все это он принял по радио от командования фронта. Отбомбились мы в тот раз по Степанково. Дело в том, что передовые части немцев форсировали канал и двинулись на Пушкино, но натолкнулись на наши резервы и были снова отброшены за канал и этот мост пригодился для наших резервных войск, которые готовились к контрнаступлению. Кроме того танки по схеме, присланной Паулем, немецкие танки отмечены не у ж/д моста, а у Яхромского автодорожного моста. Могли танки пройти по колее железной дороги? К тому же защитники Перемилова имели в своем распоряжении бронепоезд, который если не артогнем, то своей массой мог блокировать мост.


sas: Что-то история с мостом начинает напоминать интересную игру: "кто именно уничтожил Тигр Виттмана" :) Уже налицо 4 претендента-немцы. АДД, ОМСБОН, СБ, причем один из экипажа СБ это отрицает...

assaur: sas пишет: история с мостом начинает напоминать интересную игру Там еще должны быть претенденты, т.к. Яхромский мост взрывали дважды. Группа армий «Центр» 1 а № Т 1241/41 секретно Штаб-квартира, 1.12.41 г. 1 час 45 мин. СУТОЧНОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ДОНЕСЕНИЕ 30.11.1941 г. Штаб 3-й танковой группы докладывает: 7 тд отразила противника, пытавшегося атаковать через КАНАЛ им. МОСКВЫ. Русские ведут планомерный обстрел населенных пунктов и позиций. Противник второй раз взорвал мост через канал под г. ЯХРОМА.

assaur: И с представлениями на Героя тоже интересная история. Украденная в ходе интриг Звезда разбомбившего мост экипажа по тексту статьи досталась экипажу Зайкина. Но в статье из двухтомника ГСС написано: "майор Зайкин к марту 1942 совершил свыше 100 вылетов". Я полагаю что если написано "к марту", то это взято из представления на ГСС, то есть и представление было не раньше марта. А у "неразбомбившего" мост Демченкова написано "к декабрю 1941 года", то есть представление на Героя по времени совпадает с событиями под Яхромой.

Голицын: Возможен и вариант, что задание на бомбёжку моста получили несколько частей бомбардировочной авиации?!

assaur: В декабре 2008 года в Дмитрове издана книга В. С. Карасёва «Яхромский мост». Попробую найти. Посмотрим что там есть. А пока -- фото взорванного Яхромского автомоста (1941 год). http://photo.infoflot.ru/gallery/album105/dmitrovskiy Голицын пишет: Возможен и вариант, что задание на бомбёжку моста получили несколько частей бомбардировочной авиации?! В виду серьезности момента, конечно, возможно. Не только частями ВВС Западного фронта (в том числе и 150-го бап на СБ, тем более что в полку была и ночная эскадрилья), но и частями АДД (в указанном случае это группа Бицкого, но фактически это 750 ап АДД).

Здрагер: assaur пишет: http://photo.infoflot.ru/gallery/album105/dmitrovskiy Касперский противно визжит по этой ссылке и говорит, что там троян. Не в упрек ув. Ассауру, конечно, а просто для информации.

assaur: Здрагер пишет: Касперский противно визжит по этой ссылке и говорит, что там троян. Касперский это русское чудо. NOD32 никаких опассностей не выдает. Повторю фото картинкой с компьютера.

Голицын: assaur пишет: И еще -- я не знаю каким цветом горит бекфордов шнур. Никаким. Он тихо дымит. assaur пишет: В виду серьезности момента, конечно, возможно. Также возможен вариант, что бомбили разные аппарели моста. * Читая рассказ Удинцева надо помнить, что он служил у Глазкова в полку целый год. Вспоминая Глазкова он рассказывает, что последний получил ГСС именно за Яхромский мост. Получаются два героя за один мост???

assaur: Голицын пишет: Получаются два героя за один мост??? Склоняюсь к тому что ни одного. В конце 1941 -- начале 1942 был ряд награждений экипажей бомбардировщиков по совокупности за количество боевых вылетов (100). Из награждений за одиночные вылеты -- Берлин, огненные тараны на бомбардировщиках. Мосты дело тоже серьезное, но уж больно разноречивые сведения о разрушении этих мостов. Хотя пообещать представить и даже представить могли (и копия представления у летчика могла остаться), но если командование точно знало кто эти мосты взорвал, то могли и завернуть. Что, видимо, и случилось. Мостов там, кстати, три: железнодорожный (о котором идет речь в статье), автодорожный Яхромский (по которому немцы перешли на восточный берег и в районе которого происходили ключевые события) и автомобильный (со стороны Рогачевского шоссе). Они все были взорваны.

917: assaur пишет: Они все были взорваны. - Так больше похоже на правду. Могл ли вообще горизонтальный бомбардировщик типа СБ или ДБ попасть в полотно моста или опору? Только если случайно?

Голицын: 917 пишет: - Так больше похоже на правду. Могл ли вообще горизонтальный бомбардировщик типа СБ или ДБ попасть в полотно моста или опору? Только если случайно? Они тоже могли отбомбиться с пологого пикирования. Тот же Удинцев (штурман-бомбандир) говорил мне, что попасть можно если лётчик нормально выйдет на цель.

BP_TOR: Однажды Молодчий вызвался разбомбить мост, через который шли немецкие эшелоны в сторону Ленинграда, к базе снабжения. И мост, и рядом лежащую станцию уже не раз подвергали бомбежке, но немцы их быстро восстанавливали, и все начиналось сначала. И вот теперь Молодчий с Куликовым решили разделаться с мостом в одиночку. — Да вас же моментально слижут, — парировал их энтузиазм командир полка. — И близко к мосту не подпустят... Представляете, какая там оборона? — Представляю, — отвечал Молодчий, — но я знаю, как разрушить мост. И настоял на своем. В мрачную ночь, с нависшими над землей облаками и моросящим дождем, Молодчий взял курс на цель, а когда чуть рассвело, он шел уже на предельно малой высоте над самой нитью железной дороги прямо на мост. Ничтожная видимость и быстро перемещающаяся цель затрудняли немецким пушкарям ведение прицельного огня, но огневую кутерьму они устроили знатную. Куликов глаз не сводил с линии пути, а когда появился мост — растянул плотную серию по полотну между фермами. В ту же минуту, [306] с уходом последней бомбы, Молодчий вошел в облака и был таков. Это были специальные бомбы с мощными крючьями для ухвата за мостовые переплеты и с замедлением взрыва на 27 секунд. Когда теперь узнаешь о результате удара? Но агентурная информация не задержалась: левая ферма упала в воду, мост надолго вышел из строя. Несколько пробоин в фюзеляже не в счет. http://militera.lib.ru/bio/reshetnikov_vv2/21.html Молодчий, как известно, не на пикировщике летал. За шесть месяцев войны дальнебомбардировочная авиация Главного Командования произвела 20741 боевой вылет (5781 ночью), ею было сброшено 270850 бомб различного калибра общим весом 11162 т {71}. При этом было уничтожено 690 самолетов на аэродромах и 460 в воздухе, 2023 танка, 5186 автомашин, 192 орудия, 587 автоцистерн с горючим, 118 складов горючего, до 312 железнодорожных составов, разрушено 26 крупных мостов и большое количество вокзалов, полустанков, было также разрушено и повреждено несколько военно-промышленных объектов в Берлине, Варшаве, Данциге, Кенигсберге, Вене, Плоешти http://militera.lib.ru/h/bochkarev_parygin/02.html

assaur: BP_TOR пишет: он шел уже на предельно малой высоте над самой нитью железной дороги прямо на мост. А в случае с Яхромским мостом заход был не вдоль ж.д., а поперек него. По руслу канала. Что во много раз снижает вероятность попадания. И опять же конструкция бомбы -- рассчитанная на то, что бомба зацепится за ажурную часть моста, а не пролетит между фермами, как сквозь решето. Случались у нас и пренеприятнейшие истории. Так было с железнодорожным мостом через Волгу у города Калинина, который наши войска оставили 14 октября. С 16 октября буквально каждый день вылетали экипажи на бомбежку этого, я бы сказал, злополучного моста. Какие только специальные задания ни приходилось нам выполнять, и, как правило, мы с честью выходили из трудных положений, а тут, как говорится, у себя под носом ничего не получалось. Бомбили мы этот мост и с пикирования, и с обычного горизонтального полета, и вдоль, и поперек, и под разными углами — мост стоял. В конце концов, немцы натащили сюда массу зенитной артиллерии, а мы, не обращая на нее внимания, бомбили и бомбили. Кажется, уже не было такого штурмана и командира корабля, который не попробовал бы свои силы на этом объекте, а мост стоит и стоит и движение по нему не прекращается. Понтонные и шоссейные мосты разбивали, а железнодорожный — уцелел, хотя в него уже было несколько прямых попаданий. Бомбы пробивали его, как болванки, на этом дело и кончалось. Между тем требования об уничтожении моста с каждым днем становились все настойчивее, а спрос с командования дивизии — все суровее и суровее. Наконец, решили доложить, что выполнить эту задачу мы не можем. — Не для того мы вас во главе дивизии поставили, чтобы вы в своей немощи расписывались, — услышал я ответ Сталина. — Больно рано сдаетесь. А на войне со всех нас спрос большой. Продолжайте налеты на мост. [95] Я попросил подключить для выполнения задачи фронтовую авиацию. — Хорошо, — пообещал Сталин. Подключилась фронтовая авиация. Но, несмотря на все наши старания, на обещания больших наград, мост так никому и не удалось разрушить. После нашего контрнаступления, когда этот мост нам стал позарез нужен, об этом эпизоде вспоминали уже шутя. Но в октябре и ноябре было не до шуток. Голованов. Дальняя бомбардировочная.

antares: По поводу моста через Яхрому. Уважаю дотошных исследователей. Я сын ГСС Демченкова и могу подтвердить что мост мой отец не бомбил. и правильно пишет его штурман Н.Н.Пантелей, их отозвали. Будучи в ЦАМО изучал представление к званию ГСС. Да, оно подписано Г.К.Жуковам, но о мосте там ни слова.

assaur: antares Очень приятно заочно познакомиться! Вашего отца я имел удовольствие видеть на свадьбе дочери Николая Николаевича Пантелея, году так примерно в 1973. Воспоминания Пантелея мне передала как раз эта Нина. О Вашем отце была издана книга. Хотелось бы ознакомится. Она у Вас есть? Ваш отец сам что-нибудь писал?

Krysa: assaur пишет: И опять же конструкция бомбы -- рассчитанная на то, что бомба зацепится за ажурную часть моста, а не пролетит между фермами, как сквозь решето. Секундочку,Петр,но ЕМНИП МАБ-250 конструкция 42го году 917 пишет: - Так больше похоже на правду. Могл ли вообще горизонтальный бомбардировщик типа СБ или ДБ попасть в полотно моста или опору? Только если случайно? Молодчий ЕМНИП на Ер летал

assaur: Krysa пишет: Молодчий ЕМНИП на Ер летал BP_TOR ссылку давал: Ну а полк на пороге осени (1941) совсем поредел. Осталось всего три самолета, из которых только один можно было «привести в чувство»! Пришлось отправляться в заволжскую даль — снова формироваться и переучиваться, на этот раз осваивать Ил-4. Krysa пишет: Секундочку,Петр,но ЕМНИП МАБ-250 конструкция 42го году Это я невразумительно написал.

antares: Уважаемые модераторы, хотелось бы связаться с assaur ом . Есть желание поговорить о моем отце и его штурмане Н.Н.Пантелее. с уважением. В.Демченков

СМ1: antares пишет: Уважаемые модераторы, хотелось бы связаться с assaur ом . Есть желание поговорить о моем отце и его штурмане Н.Н.Пантелее. Нет ничего проще. Он прочтёт это сообщение и свяжется сам, либо отправите ему личное сообщение, я Вас сейчас зарегистрирую. Да, и не обязательно ставить галочку в окошке "показывать это сообщение только модераторам". В таком случае сообщение видно только мне.

assaur: antares Моя почта: assaur1@rambler.ru



полная версия страницы