Форум » 1939-1945 » Одиссея ледохода «А. Микоян» » Ответить

Одиссея ледохода «А. Микоян»

Энциклоп: Очень интересная и малоизвестная история Осенью 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял весьма своеобразное решение — перегнать с Черного моря на Север и на Дальний Восток три больших танкера («Сахалин», «Варлаам Аванесов», «Туапсе») и линейный ледокол «А. Микоян». Это объяснялось острой нехваткой тоннажа для перевозки грузов (внутренних и по ленд-лизу). На Черном море этим судам делать было нечего, а на Севере и Дальнем Востоке они были нужны до зарезу. То есть решение само по себе было бы вполне правильным, если бы не одно географическое обстоятельство. http://www.rulife.ru/mode/article/1317/

Ответов - 26

amyatishkin: Хм. Это кому она малоизвестная?

Энциклоп: amyatishkin пишет: Это кому она малоизвестная? Мне. :)

Ольга.: И мне. Энциклоп Благодарю за интереснейшую статью! Великолепная фраза: "...Потом чудеса закончились и начался обычный героизм!..."


Энциклоп: Ольга. пишет: Благодарю за интереснейшую статью! :)

Ольга.: Вот если б еще вместо турок за проливами смотрели бы румыны...

Ольга.: Был когда-то такой торговый пароход "Перекоп", в конце 1941 года послали его с грузом из Владивостока в Сурабаю. В отличие от итальянцев японцы засекли и потопили его одномоментно, но команду расстреливать не стали, а позволили колыхаться по волнам на плотиках и пр. подручных средствах. Океан был спокоен, через какое-то время едва живые они прибились к тропическому острову - и это было чудо; дальше начался обычный советский героизм: жили робинзонами, помогали друг другу; потом в глубине острова обнаружили малайскую деревушку, подружились с жителями и многому у них научились. Попали в японский плен, держались стойко, и позже, когда события показали, что Россия побеждает в войне, японцы отпустили пленных моряков домой. Много позже об их одиссее написали книгу " "Перекоп" ушел на юг".

Голицын: Энциклоп пишет: http://www.rulife.ru/mode/article/1317/ Cам факт переброски судов интересный. Но статья в ссылке написана совершенно придурковатым языком и крайне поверхностно. К примеру: В общем, поход советских судов был, по сути, равносилен их уничтожению. Казалось, что гуманнее просто их затопить на рейде Батуми, откуда экспедиция стартовала в ночь с 25 на 26 ноября под охраной лидера «Ташкент» и эсминцев «Способный» и «Сообразительный». Никакого эскорта англичане дать, разумеется, не могли, их Средиземноморский флот и так нес тяжелейшие потери, а попытка охранять советские суда заведомо означала бы гибель еще нескольких кораблей. Такое мог написать только полный идиот. Или: Англичане поставили на «Микоян», «Туапсе» и «Сахалин» символические пушки и пулеметы, и суда двинулись дальше на юг. Автор, по ходу вообще на знает состав вооружения вспомогательного крейсера "Анастас Микоян". Да и вообще словосочетание "символические пушки" - это постараться надо придумать. Англичане, к слову, поставили на корабль полтора десятка 76мм и 20мм автоматов (!) Таким образом, мероприятие было аналогично тому, как если бы четверых солдат тыловых служб, одетых в форму, но безоружных, направили через территорию, занятую противником. Храмчихин Александр, забыл написать, что все корабли шли в турецких территориальных водах, под турецкими флагами и маскируясь под конкретные корабли и суда турецкого флота, а также, что весь их переход тщательно легендировался и сопровождался мощной советской разведывательной сетью в Турции. (кстати, немцы и итальянцы просто отдыхали в сравнительном отношении (с нами и англичанами) по количеству нелегальной резидентуры, действовавшей в Турции в ходе войны). Соответственно, немецкая разведка действовала в Турции совершенно свободно. И сообщала в Берлин, кто и когда проследовал через Босфор. Немцы не "действовали в Турции свободно". Это бред. Турки даже в корнце 1941 виляли хвостом перед нами и англичанами не мешьше, чем перед немцами. Я уж не говорю о том, что немецких нелегалов периодически отлавливали из пролива Босфор с перерезанным горлом. "Ликвидация" Ирана была самой лучшей для турок демонстрацией... Проход немецких и румынских судов (в основним нефтеналивных) через турецкие проливы также отслеживался нами и англичанами с выводом английских ПЛ на позиции для перехвата. Им на смену появились самолеты-торпедоносцы. Не самолеты торпедоносцы, а гидросамолет-разведчик. 16 декабря, после того как стало известно об успехе «Микояна», из Стамбула вышел танкер «Варлаам Аванесов». Но тут уж турки не подвели своих потенциальных союзников, а немцы решили, как это часто бывало во время войны, что итальянцам серьезное дело поручать нельзя. При выходе из Дарданелл танкер был освещен турецким береговым прожектором, после чего в его борт попали торпеды немецкой подлодки. «Аванесов» быстро ушел на дно. Погибший танкер не был торпедирован, а скорее всего подорвался на турецком же минном поле, о чем ему пытались сигнализировать с берега. И т.д. Потом чудеса закончились, начался обычный героизм: путь на Дальний Восток через охваченные войной океаны. Это не "чудеса", а нормальная боевая работа флота и разведки во взаимодействии с союзниками.

BP_TOR: Энциклоп пишет: Очень интересная и малоизвестная история этой малоизвестной истории посвящена целая глава книги Е.И. Цымбала Огненные рейсы.-Одесса:Маяк, 1979 Аннотация Научно-популярный очерк. посвященный 35-летию Победы, рассказывает об участии моряков Черноморско -Азовского бассейна в Великой отечественной войне. Книга объединяет в себе переработанные издания "Маяка" -"Танкеры идут на прорыв" (1973), и "Трассы жизни" (1975), а также новый раздел "Огненные рейсы". Рекомендуется массовому читателю. Рецензенты: В.Н. Немятый, кандидат исторических наук, Б.В. Бортниковский, капитан 1-го ранга в отставке. Танкеры идут на прорыв с.81-120 Операция "Совершенно секретно" Переход Батуми- Босфор Ледокол уходит на юг. На рейде Царьграда. Прорыв блокады. Со ссылками на ЦВМА и ЦА ММФ

Ктырь: Ну да статья дебильная, но тем не менее чем-то зацепила - правдой в своей сути наверное. Молодцы микояновцы. К слову таких примеров очень много в период ВМВ. Чего только стоят немецкие и итальянские блокадопрорыватели ходившие через куда более опасные воды чем Эгейское море. Хотя конечно то что звено итальянских торпедных катеров так обделалось весьма подозрительно - подготовка у них более чем позволяла уничтожить тихоходный и невооружённый ледокол. Ну да ладно оставим всё на совести автора.

Ольга.: BP_TOR пишет: этой малоизвестной истории посвящена целая глава книги Е.И. Цымбала Огненные рейсы.-Одесса:Маяк, 1979 Об одиссее парохода "Перекоп" вообще книга написана, но, по-моему, на форуме она совсем неизвестна. :)

grem: Ктырь пишет: К слову таких примеров очень много в период ВМВ. Чего только стоят немецкие и итальянские блокадопрорыватели ходившие через куда более опасные воды чем Эгейское море. Опасней не было. В восточном средиземноморье во всю итало-немецкая авиация орудовала и крыла всю акваторию. У немецких блокадопрорывателей на пути было много белых пятен. Кроме того, у них подлодки орудовали, а это совсем другое дело. Ктырь пишет: Хотя конечно то что звено итальянских торпедных катеров так обделалось весьма подозрительно - подготовка у них более чем позволяла уничтожить тихоходный и невооружённый ледокол. Нет, не позволяла. Они и в Черном море частенька обделывались и на Ладоге.

Ктырь: grem пишет Опасней не было. В восточном средиземноморье во всю итало-немецкая авиация орудовала и крыла всю акваторию. У немецких блокадопрорывателей на пути было много белых пятен. Кроме того, у них подлодки орудовали, а это совсем другое дело. Вы вообще хоть поняли что Голицын написал? Так вот никакой авиации немецкой там вообще не было,а итальянская врем от времени пролетала где-то вдалеке. Шли наши корабли под турецкими флагами и в их водах. Нет, не позволяла. Они и в Черном море частенька обделывались и на Ладоге. Нет позволяла они везде и всегда показывали очень неплохой класс. Так вот чтобы вам понятнее было шансы что про атаки итальянских катеров написана ложь - крайне велики. Или вы может найти пример когда итальянцы атаковали безоружное тихоходное судно и не попали в него? Не можете так и нечего пургу гнать здесь. Вот почитайте - Операция по доставке продовольствия и боеприпасов на осажденную Мальту у англичан получила кодовое название "Пьедестал". В итальянских источниках она именуется просто "августовским сражением сорок второго года". Ну а военные историки считают прорыв в августе 1942 года конвоя из 14 тяжело нагруженных транспортов под охраной более чем 50 боевых кораблей разных классов центральным событием войны на Средиземном море. С 10 августа, когда эта армада начала свое движение от Балеарсхих островов на восток, она подвергалась непрерывным атакам итало-немецкой авиации и подводных лодок. От торпедного удара фашистской лодки U-73 погиб авианосец "Игл", от ударов с воздуха - транспорт "Дюкелион" и эсминец "Форсайт", был тяжело поврежден авианосец "Индомитебл". 12 августа в 19.00 в районе порта Бизерты главные силы повернули на запад, и дальше конвой должен был идти до Мальты под охраной всего лишь четырех крейсеров и двенадцати эсминцев. Не прошло и часа, как крейсера "Нигерия" и "Каир" торпедировала итальянская подводная лодка, одновременно торпедой был поврежден танкер "Огайо". "Каир" пришлось затопить, а "Нигерия" ушла в Гибралтар. От неожиданных ударов суда конвоя сбились в кучу, и в это время над ними появились немецкие самолеты, которым удалось пустить на дно два транспорта и один тяжело повредить. В суматохе воздушного налета другая итальянская подлодка повредила крейсер "Кения". В полночь конвой, усиленный крейсером "Карибдис" и двумя эсминцами, обогнул мыс Бон и пошел на юг вдоль . тунисского побережья. 13 августа в 1.20 ночи на крейсере "Манчестер" раздался сильнейший взрыв, разворотивший корму и выведший из строя все четыре гребных вала. Так начались атаки торпедных катеров, базировавшихся на острове Пантелерия. До восхода солнца десять катеров - 8 итальянских (MAS 552, 553, 554, 556, 557, 564, МS 26 и МS 32) и 2 немецких (S30 и S36) провели в общей сложности пятнадцать атак. Первая завершилась уничтожением "Манчестера" - к пяти часам утра стало ясно, что он не сможет дать ход, и его пришлось затопить. В 2.10 тяжелые итальянские торпедные катера МS 26 и МS 32 добили поврежденный ранее немецкой авиацией транспорт "Гленорчи". Из его экипажа удалось спасти всего 8 человек. А затем во время ночных атак были пущены на дно транспорты "Санта Элиза", "Альмерия Лайкс" и "Уэйранги". В 5.08 от попадания торпеды буквально взлетел на воздух начиненный боеприпасами транспорт "Уэймарама". С восходом солнца немецкие самолеты вновь устремились на поредевший конвой. В результате лишь пять судов, два из которых еле держались на плаву, пришли вечером 13 августа в Ла Валетту на Мальте. В январе 1941 года англичане осадили порт Массауа в Красном море. Застигнутые здесь итальянские корабли не могли добраться до ближайших нейтральных портов из-за ограниченной дальности плавания. Поэтому начальник обороны Массауа адмирал Бонетти приказал свезти орудия и пулеметы на берег, а корабли подготовить к взрыву. Штурм города начался 1 апреля. На следующий день итальянцам была предложена капитуляция, но ответа не последовало. Еще через неделю упорных кровопролитных боев английские танки прорвались наконец к центру города. И в этот момент на рейде загремели взрывы. Один за другим взлетали на воздух итальянские эсминцы и катера. И лишь один из них, сохранивший боеспособность - MAS 213, вышел из бухты и устремился к английской эскадре, блокировавшей порт. Прорвавшись сквозь плотную завесу заградительного огня, он с дистанции 300 м выпустил торпеду в крейсер "Кейптаун". Взрыв, разворотивший борт, вывел корабль из строя, и англичане с трудом отбуксировали его в Порт-Судан, где он простоял на ремонте целый год. MAS 213 возвратился в Массауа и был взорван своей командой. То есть додуматся написать, что звено итальянских торпедоботов несмогло попасть в ледокол идущий как черепаха и неспособный оказать сопротивления смог только автор статьи.

grem: Ктырь пишет: Вы вообще хоть поняли что Голицын написал? Так вот никакой авиации немецкой там вообще не было,а итальянская врем от времени пролетала где-то вдалеке. Голицын вообще про это не пишет. Авиация там воевала в восточном средиземноморье. На Крите, опять таки. Ктырь пишет: То есть додуматся написать, что звено итальянских торпедоботов несмогло попасть в ледокол идущий как черепаха и неспособный оказать сопротивления смог только автор статьи и наш знаток матчасти grem. Для таких упертых специально написано. Так они и поступили. Но «Микоян» сумел непостижимым образом увернуться от всех торпед. Катера открыли огонь по ледоколу из автоматических пушек, но их калибр был слишком мал, чтобы нанести ледоколу серьезные повреждения. Т.е. это не обыденное явление.

AlexB: Скорее всего никаких торпед вообще не было. Если пароход шел под турецким флагом, его могли попытаться остановить итальянцы для досмотра, что есть обыденное явление - досмотр нейтрального судна шедшего, как следует, уже вблизи итальянского Родоса. Т.е надо понимать так, что итальянцы потребовали остановиться, на что естественно было положено, затем итальянцы дали очередь по курсу, каковая также была проигнорирована. И вероятно уже потом итальянцы пальнули очередью прямо по пароходу. Скорее в воспитательных целях, нежели в попытке утопить.

Ктырь: grem пишет Голицын вообще про это не пишет. Авиация там воевала в восточном средиземноморье. На Крите, опять таки. А суда шли в 30 км от побережья Турции под их флагами. Чего там авиации ОСИ делать?!! Для таких упертых специально написано. Это ложь написана вообще-то. Т.е. это не обыденное явление. То есть это всё туфта и выдумки как и 80% прочих фактов что приведены в статье.

Ктырь: AlexB пишет И вероятно уже потом итальянцы пальнули очередью прямо по пароходу. Скорее в воспитательных целях, нежели в попытке утопить. Алекс, а нельзя ли узнать что там у ОСИ на Родосе было в этот период. Какой дивизион торпедных катеров на него базировался?

AlexB: На скорую руку нашел только на 10 мая 1940. Не думаю, что состав сильно изменился к сентябрю 1941 года. Ну может кого утопили. Названия более менее крупных посудин есть - отследить не сложно. Из авиации - подразделение (не знаю как правильно назвать) летающих лодок Z-501. Немцев на Родосе в 1941 году и вовсе не было. У них зоны были поделены между собой. Эгейское море - итальянская зона.

BP_TOR: Целая флотилия, 15 катеров

grem: Ктырь пишет: А суда шли в 30 км от побережья Турции под их флагами. Чего там авиации ОСИ делать?!! Дк значит она уже там была, только у побережья Турции делать ей было нечего. Молодец Ктрыь, исправляетесь. Так держать. Ктырь пишет: Это ложь написана вообще-то. Пока только одна из версий. "Ложь", это ваша нетерпимость к тексту за отсутсвием знаний по конкретному вопросу. Ктырь пишет: То есть это всё туфта и выдумки как и 80% прочих фактов что приведены в статье. см. выше про "ложь"

grem: AlexB пишет: Немцев на Родосе в 1941 году и вовсе не было. У них зоны были поделены между собой. Эгейское море - итальянская зона. Все Эгейское море или Южная часть? Вроде пишут, что при выходе из проливов тоже атаковали, там вроде немцы ближе.

Ктырь: grem пишет Дк значит она уже там была, только у побережья Турции делать ей было нечего. Молодец Ктрыь, исправляетесь. Так держать. Непонял "она там была но делать ей там нечего". И что это значит? Пока только одна из версий. "Ложь", это ваша нетерпимость к тексту за отсутсвием знаний по конкретному вопросу. По какому вопросу? Я знаю точно что 3 торпедных катера с 6 торпедами утопят один ледокол если им дадут такой приказ. Зачем им топить турецкое судно? И почему мы должны верит автору если он не единого слова правды не написал? Насчёт атак MAS у вас есть данные - расход торпед, время атаки? см. выше про "ложь" Я с удовольствием с вами соглашусь как только вы предоставите данные что итальянские MAS проводили атаки некого судно такого-то числа - желательно с подробностями. Кстати насчёт Чёрного моря. На счету Итальянцев там к пример попадание в крейсер Молотов - катер MAS 568 (претендуют ещё немецкие торпедоносцы Хе-111) и потопление нескольких судов. Всего 65 боевых операций у 4 торпедных катеров. На счету минисубмарин - потопленная советская ПЛ Щ-203.

AlexB: grem пишет: там вроде немцы ближе. Немецких морских сил на Средиземном море (и прочих прилегающих морях) на тот момент - несколько подводных лодок. (то ли 2 то ли 3) И уж во всяком случае - в Эгейском море и на подходах к Босфору им делать совершенно нечего - нарушение английских коммуникаций куда как более важная задача. На Родосе периодически базировалась немецкая авиация - пытались бомбить Суэцкий канал, но на тот момент немецкой авиации было не до канала.

PKL: Ктырь пишет: Непонял "она там была но делать ей там нечего". И что это значит? Целей для атаки у нее не было у побережья Турции.

Сергей Дунаев: Замечательная информация. Впервые получил чёткие данные о прорыве советских кораблей в Средиземное море. Весь звездёж относительно "слабых итальянско-немецких сил" можно сразу и смело выкидывать в канаву. Восточное Средиземноморье к этому моменту было перекрыто итало-фашистами вдребезги, в три слоя. Как наши прорвались - ума не приложу, тут героизм "выше крыши", как на "Варяге". Сергей Дунаев.

AlexB: Сергей Дунаев пишет: в три слоя. Это какие собственно? Известно, что немцы к осени 1941 года организовали в Салониках штаб береговой охраны. Но каких либо посудин, принадлежавших этой береговой охране на осень 1941 не обнаружил вообще. Никаких. И из всех плавсредств в Эгейском море - одни итальянцы. Если у вас есть какие либо данные по немецким посудинам в Эгейском море осенью 1941 года - поделитесь.

AlexDrozd: Ольга. пишет: Об одиссее парохода "Перекоп" вообще книга написана, но, по-моему, на форуме она совсем неизвестна. :) Не совсем ;)



полная версия страницы