Форум » Книги » Бои под Новгородом, август-сент. 1941 - посоветуйте книгу » Ответить

Бои под Новгородом, август-сент. 1941 - посоветуйте книгу

Evgeny Velichko: Приветствую! Есть ли какие либо хорошие работы по этому периоду? Интересуют в первую очередь бои в воздухе, либо например свидетельтва наземных войск о в/боях. Влияне авиаподдержки на ход сражения на земле. Пока нашёл только произведения Новикова и Иноземцева. Первое - хххм... неоднозначное произведение, второе и все послед. тогоже автора - туфта.

Ответов - 7

Балтиец: По-моему, тут еще нераскрытая тема. Есть отдельные статьи, кое что из старых мемуаров. В целом очень бедно.

Evgeny Velichko: Принял, спасибо. Я к чему веду : например у меня в ФБ пилота стоит "атака SD250 такого то н.пункта, артиллерия" и всё. А что там было - атражение прорыва обороны, наоборот поддержка натупления танков или просто "бои местного значения" - мне не ведомо. Может по наземным боям в том районе что есть?

amyatishkin: На Волховском фронте. 1941–1944. — М.: «Наука», 1982. http://militera.lib.ru/h/na_volhovskom_fronte/index.html


deruluft: Evgeny Velichko пишет: А что там было - атражение прорыва обороны, наоборот поддержка натупления танков или просто "бои местного значения" - мне не ведомо. Может по наземным боям в том районе что есть? Не совсем про бои под Новгородом, но все равно полезно. Великая Отечественная война - день за днем Оперативные сводки Генерального Штаба За конкретные дни могу сфотографировать и прислать. Пишите - deruluft at yandex.ru

Алтын: “В дни наступления 34-й армии фронтовая авиация стремилась активно помогать наземным войскам. 14 августа 1941 года летчики 288-го штурмового полка майора И.В. Дельнова массированным ударом по большой вражеской колонне автомашин с пехотой уничтожили и подожгли более 50 машин. Среди летчиков 41-го истребительного полка особенно отличался командир звена старший лейтенант И.Д. Чулков. Только за восемь дней второй половины августа он сбил 5 вражеских самолетов. В феврале 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. На его счету было уже 187 боевых вылетов, 11 сбитых самолетов, 19 успешных штурмовок войск противника. Но через месяц, при выполнении очередного задания, Иван Денисович Чулков погиб. Хотя превосходство в воздухе было за противником, наши летчики отважно вступали в неравные воздушные бои, нанося удары по танкам и мотопехоте, артиллерии и аэродромам. Только в конце августа и в первых числах сентября 514-й пикирующий бомбардировочный, 288-й штурмовой и 402-й истребительный фронтовые авиационные полки массированным ударом по двум вражеским аэродромам уничтожили 74 самолета. Летчики 288-го штурмового полка в сентябре совершили 30 успешных атак. В полку выделялись своим мастерством А.А. Носов и П.М. Марютин, в числе первых на Северо-Западном фронте удостоенные звания ГСС. Старший лейтенант Петр Матвеевич Марютин в сентябре 42 раза вылетал на штурмовку. 10 сентября, возвращаясь с задания без боеприпасов, был атакован двумя вражескими истребителями. Маневрируя и подставляя защищенные броней части самолета, он добрался до своего аэродрома. “Самолет получил до 500 пробоин, была выведена из строя пневмосистема подъема и выпуска шасси, разбит на 50 процентов руль поворота и киль, был заклинен руль глубины и проч.” (ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 30, л. 150-152). На Северо-Западном фронте в конце июля 1941 года началась боевая летопись 402-го истребительного полка особого назначения. Он состоял из добровольцев – летчиков-испытателей. Возглавлял его известный до войны испытатель майор К.А. Груздев. Только за месяц участия в боях полк уничтожил 51 вражеский самолет. Боевой счет открыл майор Груздев, сбив первый “мессершмитт”. Дерзновенно воевали капитаны Григорий Бахчиванджи и Борис Бородай, старшие лейтенанты Николай Кривяков, Михаил Чуносов, Константин Шадрин и другие летчики полка. Уже в 1941 году фронт знал о подвигах бесстрашного комиссара 1-й эскадрильи, а затем и всего 260-го пикирующего бомбардировочного авиаполка Григория Аверьяновича Таряника. Боевой счет он открыл в первый день войны, 90 раз водил свою эскадрилью в бой, не зная поражений. В числе первых на СЗФ стал Героем Советского Союза. В те дни пришла слава и к П.В. Беликову, Г.Е. Бойко, Д.В. Майскому, Ф.Н. Орлову, Б.И. Плашкину, В.П. Погорелову, В.С. Романенко, И.В. Стружкину – летчикам, ставшим на Северо-Западном фронте Героями. Осенью сорок первого года бессмертной славой покрыл себя летчик 38-го истребительного авиаполка лейтенант Аристотель Кавтарадзе, погибший спасая своих товарищей... Успешно сражались в небе летчики 2-й эскадрильи 12-го истребительного авиаполка. 24 сентября в районе Запрудно, Грязной, Новинки при штурмовке наземных войск группа истребителей во главе с командиром эскадрильи майором И.М. Дзюбой завязала воздушный бой с двенадцатью Ме-110. Были сбиты три самолета, в том числе одного сразил Дзюба. Это была его третья победа на протяжении месяца. Потом были и другие. Летом 1942 года его грудь украсила звезда ГСС. В ноябре 1941 года фронтовая авиация нанесла несколько удачных бомбовых ударов по военным объектам Новгорода. В наградном листе на присвоение звания ГСС командиру отряда 21-й отдельной тяжелой бомбардировочной эскадрильи капитану Федоту Никитичу Орлову сказано: “Во время бомбометания по г. Новгороду 18.11.41 г. прямым попаданием бомбы в здание было уничтожено 138 фашистских офицеров, за что командующим ВВС СЗФ объявлена благодарность экипажу”. (ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 35, л. 240, 241). Активно поддерживали войска НАГ летчики 514-го пикирующего бомбардировочного авиаполка. Их возглавлял командир звена старший лейтенант Д.В. Майский, удостоенный в 1942 году звания Героя Советского Союза. В период боев за Старую Руссу ушел в бессмертие пилот 161-го истребительного полка лейтенант Т.М. Фрунзе. 19 января 1942 года он с младшим лейтенантом И.П. Шутовым прикрывал наземные войска восточнее Старой Руссы. На высоте 900 метров появились четыре “мессершмитта”. “Во время первой атаки к четверке вражеских истребителей подошли еще три истребителя Ме-115. Завязался неравный воздушный бой двух отважных советских летчиков против семи фашистских стервятников”. (ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 50, л. 325). В этой схватке Фрунзе сбил вражеский истребитель. Самолет Шутова был подбит. Оставшись в небе один, Фрунзе до последнего момента мужественно отбивался от наседавших со всех сторон “мессершмиттов”… За свой подвиг Тимур Михайлович Фрунзе посмертно удостоен звания ГСС. Некоторые герои СЗФ вошли в большую литературу. Прототипом главного героя и сюжетной основой книги “Повесть о настоящем человеке” стали, как известно, командир звена 580-го истребительного полка А.П. Маресьев и история его спасения и возвращения в боевой строй. Было это в дни сражения под Рамушевом. В конце марта 1942 года самолет Маресьева был подбит, и летчик совершил вынужденную посадку. Восемнадцать дней с поврежденными ногами, без пищи находился он в лесу. Вконец обессиленного его обнаружили ребята из деревни Плав Валдайского района. Дальнейшее известно всем… В июле 1943 года Алексей Петрович Маресьев с протезами вместо ног сел на скоростной истребитель и снова стал громить врага. За 77 боевых вылетов и 6 сбитых самолетов ему было присвоено звание ГСС. Наши воины в районе Старой Руссы 1 апреля 1942 года наблюдали схватку четырех истребителей ЛаГГ-3 с большой группой варажеских самолетов. Их вел в атаку военком эскадрильи 38-го истребительного полка Л.С. Чапчахов. И хотя бомбардировщики Ю-88 шли на задание под прикрытием 18 истребителей, советские летчики не дали им сбросить бомбы на наши части. 5 апреля Чапчахов возглавил 416-й истребительный авиаполк, а через неделю погиб. И случилось это не в бою, а на своем аэродроме, при попытке предотвратить аварию самолета неудачно севшего молодого летчика. С первого дня войны он 268 раз поднимался в воздух, участвовал в 59 поединках, лично сбив 8 самолетов противника и в группе – 19. Л.С. Чапчахов посмертно стал Героем Советского Союза. (ЦАМО, ф.33, оп. 682524, д. 4, л. 242-244). Дерзновенно воевал пилот 299-го штурмового авиаполка старший сержант В.Я. Рябошапка. 1 апреля 1942 года в составе четырех Ил-2 он вылетел на штурмовку противника в районе Михалкина, Малых и Больших Горбов, Овчинникова, Борисова. При втором заходе на цель наши летчики подверглись атаке двенадцати Ме-109, а прикрытия истребительями не имели. Штурмовики вступили в бой. Василий Рябошапка принял на себя удар четырех “мессершмиттов” и отбил все атаки. При этом его самолет получил множество повреждений, стал почти неуправляемым. Раненый летчик не мог удержать ручку управления, привязал ее проводом к прицелу и благополучно привел и посадил машину на свой аэродром. 3 апреля Василий Яковлевич Рябошапка снова ринулся в бой и погиб. 21 июля 1942 года он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. (ЦАМО, 8. 33, оп. 793756, д. 41, л. 236-237). Летом 1942 года фронтовая газета “За Родину” поведала о подвиге двадцатилетнего летчика-истребителя 744-го полка младшего лейтенанта Бориса Ковзана. 8 июня в районе Валдая таранным ударом он вогнал в землю “мессершмитт”. Этому предшествовал воздушный бой, во время которого у машины Ковзана был поврежден мотор. И вот тогда-то, зажатый двумя вражескими истребителями, он одному из них нагес удар крылом, а сам, спасая свой израненный самолет, посадил его, не раскрывая шасси, на одну из полян. Это был третий таран Ковзана. Но летчик оказался “везучим” на тараны, как никто другой. 13 августа в бою над Старой Руссой его самолет был подожжен и он направил горящую машину на “мессершмитт”. При ударе лопнули привязные ремни, и летчика выбросило из кабины. У самой земли он пришел в себя и успел раскрыть парашют. Упал в болото, и это спасло его… Героем Советского Союза Борис Иванович Ковзан стал на Северо-Западном фронте. К лобовому удару прибегали и другие летчики фронта. В его боевую летопись вошел подвиг летчика-истребителя 402-го полка младшего лейтенанта В.П. Мамонтова, который винтом самолета 29 июля 1941 года отрубил хвост вражескому бомбардировщику. 29 декабря 1942 года командир звена 169-го истребительного полка лейтенант П.А. Гражданинов над Демянском таранил вражеский бомбардировщик, а второго сбил пулеметной очередью. Он стал Героем Советского Союза. 27 февраля 1943 года командир звена того же полка лейтенант А.И. Исаев направли свой объятый пламенем истребитель на вражеский. Через несколько дней, 6 марта, командир эскадрильи 32-го гвардейского истребительного полка гвардии капитан И.М. Холодов сбил тараном истребитель противника. И этот перечень можно продолжить… Яркий эпизод в воздухе произошел 13 августа 1942 года. С задания возвращалась группа истребителей 744-го авиаполка: кончились боезапасы, на пределе горючее… У самого аэродрома из перехватили “мессершмитты”. На выручку, рискуя быть сбитым при взлете, поднялся с аэродрома капитан И.Ф. Мотуз. Первой же очередью он подбил вражеский самолет. Остальные были ошеломлены внезапностью удара, чем и воспользовались наши летчики – они благополучно приземлились. В этом бою он подбил еще два самолета противника. За два года участия в 87 воздушных боях он лично уничтожил 24 вражеских самолета. Героем Советского Союза И.Ф. Мотуз стал на СЗФ 24 августа 1943 года. 30 декабря 1942 года вылетел на боевое задание гвардии подполковник Г.Н. Конев. Это был его последний, 312-й вылет и 98-й воздушный бой с шестью новейшими самолетами противника Ме-109ф. Как говорится в документе, “… он не отступил и в этом неравном бою еще раз доказал свою безграничную преданность Родине и ненависть к врагу. Он уничтожил двух стервятников и сам погиб смертью героя”. (ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 23, л. 11). 1 мая 1943 года Георгию Николаевичу Коневу было посмертно присвоено звание ГСС. В 1943 году наземные войска СЗФ активно поддерживались 1-м истребительным авиакорпусом генерал-майора авиации Е.М. Белецкого, 239-й истребительной, 243-й штурмовой, 263-й бомбардировочной авиадивизиями ( командиры – полковник Г.И. Иванов, Г.А. Сухоребриков, Ф.И. Добыш). Все эти соединения стали в марте 1943 года гвардейскими. В борьбе с вражеской авиацией, значительно усиленной, в том числе 54-й истребительной эскадрой, укомплектованной отборными асами и новейшими самолетами, особенно отличились летчики В.В. Васильчиков, Г.И. Герман, А.Н. Дергач, И.Д. Завражнов, И.Д. Кочетов, В.Г. Подколоднов, В.А. Смирнов, А.С. Смирнов и П.Ф. Шевелев, удостоенные звания Героя Советского Союза. Этого высокого звания были удостоены летчики 242-й ночной ближнебомбардировочной авиадивизии А.П. Ерофеевский, А.Д. Зайцев, Д.В. Супонин и А.И. Шмелев. Группа истребителей 436-го полка прикрывала штурмовиков, атакующих железобетонные укрепления на господствующей высоте, за которую шел жестокий бой. В схватке с вражескими истребителями был подбит самолет А.П. Бородачева, и тогда он повторил подвиг Н.Ф. Гастелло. Бесстрашный сержант направил свою горящую машину на высоту… Вписал свою строку в боевую летопись фронта, сражаясь в небе над старорусскими полями и заместитель командира эскадрильи этого полка Н.Ф. Кузнецов. “6 января 1943 года во время вылета на перехват самолетов противника в район Демянск – озеро Вершинское встретил шесть Ме-109ф, вступил с ними в неравный бой. После произведенных двух атак сбил один самолет противника, который упал в районе Кузьминское. Продолжая драться, был тяжело ранен в область левой части груди, самолет загорелся. Несмотря на сильное ранение, тов. Кузнецов повел горящую машину в атаку на противника, в результате чего сбил еще один Ме-109ф, который упал в том же районе …”. (ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 25, л. 202, 203). Сумев оторваться от приследователей, километрах в двадцати от передовой линии он посадил самолет на фюзеляж на небольшой поляне, предварительно отстегнув привязные ремни и открыв фонарь. Его выбросило из кабины в сугроб… После излечения Герой Советского Союза Н.Ф. Кузнецов вернулся в строй и, закончив войну над Берлином, довел свой боевой счет до 36 сбитых вражеских самолетов. 125 боевых вылетов в составе 717-го полка 242-й авиадивизии ночных бомбардировщиков совершила на СЗФ двадцатидвухлетняя Мария Иванова из Белоруссии. В ночь на 10 июля 1943 года старший сержант М.И. Иванова и штурман подполковник В.Е. Калинин, прорвавшись к цели сквозь плотный огонь зениток, бомбили крупные артиллерийские склады противника. Бомбы легли точно в цель. При возвращении с задания вблизи самолета разорвался вражеский зенитный снаряд. Теряя сознание, Иванова выровняла машину в трехстах метрах от земли. Штурман посадил самолет на аэродром и вынес на руках из кабины смертельно раненную летчицу. Отважная девушка была награждена посмертно орденом Отечественной войны i степени. Похоронена у деревни Городок Парфинского района…” http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=2008

Evgeny Velichko: Спасибо! Ну у них и транслитерация.... Ну с аэродромом "Гедрово" ещё можно разобраться... А вот с названиями н.п... 7.08.41 0425 0615 Feindflug #24 Angriff auf Flugplatz "Gedrowo", Tiefangriff mit SD250 10.08.41 0450 0530 Feindflug #25 SC500 und SD250 auf "Douf", Tiefangriff auf "Douf" mit SD2 14.08.41 0500 0630 Feindflug #28 SD250 auf "Brücke" bei "Bromwitz" 15.08.41 0530 0730 Feindflug #29 SD250 auf "B....b..chem", Tiefangriff Novgorod - "Movt...." 19.08.41 0425 0625 Feindflug #33 SC250 auf Bahnhof "Walchy", Tiefangriff auf Eisenbahn 23.08.41 1305 1510 Feindflug #37 SC250 auf "Rvivoka", Tiefangriff auf LKW

Evgeny Velichko: amyatishkin - то что нужно. Правдо там не очень подробно, но хоть общий ход расписан.



полная версия страницы